Вице-президент «ВКонтакте» Илья Перекопский — о международной экспансии, росте доходов и эксцентричности
На днях социальная сеть «ВКонтакте» объявила о скором переезде в доменную зону .com, фактически дав старт своей международной экспансии. Если в России компания лидирует с убедительным отрывом, то в большинстве европейских стран придется начинать с нуля. Сколько и на чем зарабатывает «ВКонтакте», откуда берется представление об эксцентричности менеджмента главной социальной сети России и в чем состоят планы компании, Forbes рассказал вице-президент сети и глава московского офиса Илья Перекопский.
— Сколько вы зарабатываете?
— Сейчас в месяц наша выручка около $8-9 млн, примерно 60% приходится на таргетированную рекламу. Только на таргетированной рекламе мы планируем заработать в этом году около 2 млрд рублей ($71 млн). 30% выручки приносят приложения, еще 10% — остальные сервисы. В этом году мы рассчитываем на увеличение нашей выручки на 70-100% по сравнению с 2010 годом. Пока мы четко выполняем план.
(В 2010 году, согласно отчетности Mail.Ru Group, оборот «ВКонтакте» составил $93,8 млн. Выручка была меньше — за счет выплат разработчикам и операторам мобильной связи. — Forbes).
— Переход на самостоятельную продажу рекламы и отказ от баннеров в начале 2011 года оказались оправданны?
— Переход оказался, как мы и прогнозировали, абсолютно оправдан. Мы стали зарабатывать на рекламе в несколько раз больше денег. И таргетированные объявления вызывают у пользователей гораздо больше интереса, чем баннеры, потому что нацелены именно на них. Наша система таргетированной рекламы совершенствуется каждый день, и сейчас предлагает таргетинг аудитории по более чем 20 уникальным параметрам.
В марте вы внедрили новый формат рекламных объявлений с оплатой за показы, а не только за клики, как раньше. Кроме того, мы запустили видеорекламу.
— Влияют ли эксцентричные решения вашего менеджмента — вроде запрета на рекламу табака — на рекламные поступления?
— Нет, не влияют. Мы отказались от рекламы табака в тот момент, когда табачные компании еще только планировали начинать тратить у нас части своих рекламных бюджетов, но еще не начали. Никакого спада рекламных доходов мы не увидели. Сигареты — это отвратительный наркотик, несущий гигантский вред обществу. У нас в компании нет ни одного курящего человека — и ни одного употребляющего алкоголь. Мы считаем, что должны делать все возможное, чтобы внести свою лепту в борьбу с табачными компаниями.
— В какой мере эксцентричность — часть вашего бизнеса, а не личное свойство основателей компании?
— Интернет меняется ежесекундно, и часто приходится принимать какие-то решения крайне оперативно. Со стороны, возможно, кажется, что это эксцентричность, но на самом деле это здравый смысл, которым мы во всем руководствуемся. Мы отказались от баннерной рекламы. Все были уверены, что это очень рискованный шаг, который приведет к снижению наших доходов. А мы уже через месяц убедились, что решение было правильным.
Еще одна причина того, что нас могут считать слишком нестандартно мыслящими, заключается в том, что мы в большинстве случаев не реализуем проектов с внешними партнерами. Обычно такие предложения предполагают использование чужих технологий, но мы высокотехнологичная компания и технологии никогда не отдаем на аутсорсинг. Если мы хотим запустить новый сервис, то всегда разрабатываем его сами.
Также мы ежедневно получаем предложения касательно дополнительной монетизации наших сервисов и отклоняем их. Наша модель монетизации сводится исключительно к двум вещам: таргетированной рекламе и приложениям. К сожалению, далеко не все понимают нашу позицию.
— С какой скоростью растет «ВКонтакте» в разных частях России?
— Мы растем ровно пропорционально уровню проникновения интернета в стране. Если в Москве и Петербурге живет больше всего людей и самый высокий уровень проникновения интернета, то и пользователей у нас в этих городах больше всего. При этом на долю двух столиц приходится не более 20-25% наших активных пользователей. Около 60% нашей аудитории старше 25 лет: вопреки распространенному мнению, она состоит не из школьников и студентов.
— Достигли ли вы насыщения в Санкт-Петербурге?
— Нет, не достигли. В Петербурге еще далеко не 100%-ное проникновение интернета.
— Как вы растете на внешних рынках?
— Мы самый популярный сайт на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Мы занимаем прочные позиции во всех странах СНГ и достигли определенного успеха в других странах ближнего зарубежья.
— С этим связан переход на домен vk.com?
— Этот домен короче, красивее и гораздо проще для восприятия в других странах. Международная экспансия — одна из наших главных стратегических задач на 2011 год.
— И откуда вы начнете?
— Скорее всего, с европейских стран. С каких в первую очередь, пока сказать сложно. Это все на стадии активного обсуждения.
— Испытываете ли вы давление конкурентов?
— Давления мы не испытываем. Мы активно продолжаем расти. В мае наша посещаемость продолжила расти и достигла рекордного числа: 26 млн уникальных пользователей в день. Каждый год мы как минимум удваиваемся, и этот год вряд ли будет исключением.
— Поступали ли вам предложения о покупке от кого-нибудь, кроме Мильнера?
— Предложения поступают постоянно, как от российских инвесторов, так и от западных фондов.
— Есть ли у вас вообще стратегия выхода — публичного или нет?
— Мы не мыслим категориями «стратегия выхода». Мы строим компанию, в которой мы хотим работать не год и не два, а десятилетия. Единственная причина, по которой мы привлекли инвестиции от Mail.Ru, — это вложения в развитие инфраструктуры. На полученные деньги мы построили свой дата-центр, каналы. Сейчас нам вполне хватает денег, чтобы расти на собственные средства.
[processed]