«Я сижу в этом кабинете с 1975 года», — рассказывает Юрий Шмелькин. Эти слова странно звучат из уст создателя и крупнейшего акционера популярного интернет-проекта (8,3 млн уникальных посетителей в месяц). Даже кабинет за эти годы, кажется, не претерпел серьезных изменений, разве что в нем появились микроволновка и настольные компьютеры. Главный офис ООО «НПЦ «Мэп Мейкер», управляющего сайтом Gismeteo.ru, не назовешь витриной для инвесторов.
Инвесторы, тем не менее, к Шмелькину выстраиваются в очередь. Ведь согласно данным TNS Gallup, Gismeteo входит в десятку самых посещаемых русских сайтов, уже много лет приносит прибыль, не обременен долгами и не привлек за время своего существования ни копейки венчурного капитала. Сайт, занимающий первое место в выдаче «Яндекса» и Google по запросу «погода», принес $2,5 млн выручки в 2009 году, говорит Шмелькин, и около $3 млн — в 2010-м. Это большая часть выручки основанной им компании: в 2009 году продажи «Мэп Мейкера» составили $3,6 млн (СПАРК). Gismeteo не единственный бизнес Шмелькина и до недавнего времени даже не основной.
В 1975 году программист Юрий Шмелькин работал в лаборатории графики отдела автоматизации Гидрометцентра СССР (отдел рисовал климатические карты). К началу 1990-х служил там же начальником отдела вычислительного центра. В 1994-м вместе с коллегами решил уйти в бизнес. Иначе было не выжить: за предыдущий год только из его отдела эмигрировали в поисках сытой жизни восемь человек. В штате компании было три основателя (у двоих, Алексея Соломахова и Юрия Юсупова, по 33%, у Шмелькина — 34%) и еще пять программистов. Они занялись тем, что умели делать: метеорологией и созданием карт, а в качестве офиса арендовали собственные кабинеты.
Главный продукт компании, система «ГИС Метео» — программное обеспечение для графического представления метеорологической информации. Система позволяет накладывать на карту силу и направление ветра, температуру, точку росы, наледь, давление — и еще несколько десятков переменных, обновляемых раз в три часа. Основные клиенты — метеорологи и военные. Продавать систему гражданским сложнее: данные «ГИС Метео» обновляются через закрытую сеть Росгидромета, охватывающую всю страну. Посторонние (например, страховые компании, на которые рассчитывает Шмелькин) могут получать данные только со спутника, но и на это нужно специальное разрешение Минсвязи.
Бизнес рос. При высокой цене — одно рабочее место, оборудованное системой «ГИС Метео», стоит около 1 млн рублей — объем продаж невелик: за все время было продано меньше 600 ключей активации программы. За крупным контрактом (самый большой был подписан в 2008 году, когда Росгидромет установил себе 30 систем за $2 млн) могут следовать периоды совсем без заказов.
Сайт Gismeteo появился в 1998 году как бесплатная демонстрация возможностей системы. Сначала он показывал погодные карты, затем их сменили таблицы с прогнозами (карты есть и сейчас, но их смотрит только 1% пользователей). Первые серьезные деньги принес взлет посещаемости после начала обмена трафиком с РБК в начале 2000-х годов: зарплата сотрудников (на нее пошли первые сборы) «увеличилась немыслимо», вспоминает Шмелькин. Поступления от сайта постепенно росли, и в 2009 году он стал главным источником дохода компании. Тогда же началась работа над сменой дизайна сайта, сменилась команда разработчиков. Сейчас команда проекта — пять человек (всего в компании 36 сотрудников).
Конкуренты Gismeteo — это Pogoda.yandex.ru (10,25 млн уникальных посетителей в феврале), Pogoda.mail.ru (6,5 млн) и Weather.rambler.ru (1,6 млн, данные Gallup). Может ли независимый сайт соревноваться с тремя крупными порталами? Вице-президент по контентным и сервисным проектам Mail.ru Олег Ильичев в этом сомневается: порталы представляют «целый спектр необходимых пользователям сервисов». Шмелькин в ответ демонстрирует графики роста посещаемости Gismeteo и Pogoda.mail.ru: разрыв между ними не меняется с 2008 года (хотя в процентном отношении Gismeteo вырос все же меньше). Тем не менее в Gismeteo следят за трендами: на сайте есть страницы с партнерским контентом (вроде Gismeteo.Туризм или Gismeteo.Звезды), недавно вышло приложение для iPhone, в апреле появится и раздел под Android. Еще одно ноу-хау — погодный таргетинг: Gismeteo позволяет рекламодателям показывать баннеры только при определенных значениях температуры воздуха.
Кто из конкурентов лучше предсказывает погоду? Менеджер Pogoda.yandex.ru Антон Шатохин считает, что «однозначных лидеров по качеству» на рынке нет. Шмелькин еще категоричнее: точность прогнозов волнует пользователей меньше, чем удобство сервисов. Gismeteo строит прогнозы на бесплатных американских метеорологических данных, а «Яндекс» покупает их у финской компании Foreca, имеющей доступ к альтернативным данным Европейского центра среднесрочных прогнозов. Шмелькин тоже готов платить за европейские данные: информации не бывает слишком много.
Недостаток первичных данных — проблема для Шмелькина. В России осталось только 1500 метеостанций (из них лишь 80% обновляют информацию как положено, раз в три часа), а нужны десятки тысяч. Исправить ситуацию может амбициозный проект: «Мэп Мейкер» хочет разместить десятки тысяч автоматических метеостанций на базовых станциях «Мегафона» (пока десять экспериментальных станций висят в Сочи). «Мегафон» способен создать сеть сбора климатической информации по всей России за один год, говорит заместитель гендиректора компании по стратегическим проектам Тигран Погосян. Но понадобятся большие деньги и политическая воля, в поисках которой партнеры дошли уже до администрации президента.
Амбиции Юрия Шмелькина простираются далеко, но свою компанию он воспринимает как маленькое, почти семейное предприятие. В «Мэп Мейкере» работают его жена и два сына, и ни он сам, ни партнеры не хотят никого пускать в компанию. За 10 лет Шмелькин отказался принимать инвестиции от РБК (претендовавшего на контроль), финского медиахолдинга Sanoma и известного интернет-инвестора Юрия Мильнера. Сейчас на столе у Шмелькина лежит визитка партнера фонда Tiger Global (раннего инвестора «Яндекса» и Mail.ru). Tiger известен тем, что не вмешивается в управление компаниями и очень настойчив. «Я не только не знаю, как от них избавиться, но уже не уверен, что надо от них избавляться», — говорит Шмелькин. Может быть, Gismeteo стоит на пороге перемен?