Компьютерная индустрия перешла в решающую атаку на вирусы. В конце прошлого года Microsoft запустила антивирус Security Essentials, бесплатный для всех пользователей лицензионной Windows. Весной 2010 года Symantec, разработчик продуктов Norton, объявила о покупке бизнеса безопасности интернет-платежей VeriSign.
А в четверг Intel объявила о масштабной сделке на $7,68 млрд: столько производитель процессоров заплатит за антивирусную компанию McAfee. Чего хочет добиться Intel? Компания обещает начать производство нового антивирусного устройства — небольшой электронной платы, встроенной прямо в персональный компьютер или сервер.
В принципе такие устройства на рынке уже появлялись, говорит руководитель руководитель центра управления сетью «Оверсан» Павел Баканов, но не стали популярными из-за дороговизны и низкой производительности. Например, Cisco предлагает модуль адаптивной безопасности ASA, размером с обычный компьютер. Он может защищать внутреннюю интернет-сеть от различных угроз с помощью встроенного антивируса от Trend Micro. Intel же намеревается создать относительно дешевое массовое устройство защиты, которое к тому же, в отличие от нынешних антивирусов, не будет снижать производительность обычных программ. По мнению экспертов, для вывода устройства на рынок потребуется около года, а первые версии неизбежно потребуют отладки — зато с распространением такого устройства рядовой пользователь, скорее всего, вообще перестанет задумываться о защите компьютера от вирусов.
Появление новых «защищенных» чипов Intel в сочетании с уже существующим бесплатным антивирусом для Windows, скорее всего, сделают классический бизнес производителей антивирусов просто ненужным. Что предпринимают компании, чтобы сохранить свои позиции на рынке? Несмотря на запуск бесплатного антивируса Microsoft, объем продаж Symantec продолжает расти. Для этого компании пришлось выбросить из своего лексикона слово «антивирус». Ее бизнес теперь сфокусирован на комплексном подходе к защите информации. Мир информационной безопасности меняется, говорит представитель Symantec Наталья Райкова, и теперь технологии защиты ориентированы не на системы, а на саму информацию. Через разнообразные устройства пользователи получают доступ к данным, которые могут храниться удаленно. Именно это «компьютерное облако» должны будут защищать системы безопасности — а не компьютер, планшет или смартфон.
Чем конкретно придется заниматься крупным компаниям вроде Symantec или «Лаборатории Касперского»? Есть три основных направления:
1. Защита интернет-сервисов, с которыми работают пользователи. Это электронная почта, служба мгновенных сообщений, офисные онлайн-приложения, CRM-системы в интернете. В этой области три явных лидера — Symantec, Google и Microsoft, чьи решения, например, позволяют защитить сервер корпоративной почты Exchange, почтовый сервис Gmail, систему корпоративного обмена файлами SharePoint.
2. Хранение, резервное копирование и удаленное восстановление данных. Прямо через интернет можно создавать резервную копию данных, чтобы в случае сбоя компьютера загрузить данные из «облака» и продолжать работу в нормальном режиме.
3. Универсальная идентификация пользователей (интернет-паспорт). Системы идентификации нужны, чтобы иметь простой защищенный доступ к информации из любого места и предупредить кражу персональных данных пользователя (вот зачем Symantec нужен бизнес VeriSign).
Генеральный директор Parallels Сергей Белоусов полагает, что быстрых изменений на рынке информационной защиты ожидать все же не следует, а среднесрочная перспектива не столь уж мрачна для крупных компаний: просто главное внимание им придется уделять созданию комплексных систем информационной безопасности, а не написанию антивирусных программ. Потребителям все эти изменения безусловно на руку, потому что обеспечение безопасности всегда было сложной задачей, отнимающей ресурсы компьютера. На неконкурентном рынке существующие решения были неэффективными и стоили дорого, теперь ситуация должна измениться.