Возьмите краудсорсинг, интернет и кучу нетрудоустроенных дизайнеров, и вы можете получить в результате перспективную компанию. Всего за 2,5 года существования австралийский стартап 99designs выступил — по собственным уверениям — брокером 48 000 дизайнерских проектов для крупных клиентов вроде Adidas и DISH, а также тысяч мелких компаний.
Сайт 99designs.com служит посредником между заказчиками и графическими дизайнерами, устраивая своеобразные конкурсы. Заказчик формулирует задание — дизайн сайта, логотип или оформление печатных материалов — а дизайнеры конкурируют за их исполнение. При этом в конкурсе участвуют не заявки на исполнение, а уже готовые работы, из которых клиент выбирает наиболее понравившуюся. В 99designs считают, что в результате все в выигрыше: клиенты имеют доступ к 73 000 дизайнеров, а те могут соревноваться за гонорарный фонд, составляющий «более $600 000 ежемесячно».
Сама компания тоже не остается внакладе: она заработает в этом году $12 млн (по собственным оценкам), растет на 10% в месяц и открыла недавно офис в Сан-Франциско, чтобы развивать бизнес и заниматься маркетингом.
Но участники профессионального сообщества не слишком любят 99designs.
«Это что-то типа Wal-Mart, — говорит ветеран отрасли Дэн Ибарра, сооснователь студии дизайна Aesthetic Apparatus, расположенной в Миннеаполисе. — Эта компания ориентирована не на качество выполненной работы, а на ее количество. Не факт, что клиентам от этого лучше».
По мнению критиков, принцип работы 99designs (и других подобных компаний) превращает труд дизайнера в азартную игру, в которой он вынужден конкурировать с тысячами коллег и инвестировать время и ресурсы без уверенности в оплате своего труда.
99designs и не думает отрицать это. «Каждые семь секунд на нашем сайте появляется новый дизайн, — говорит сооснователь сайта Мэтт Микевиц. — И качество работ не хуже, чем у любого внештатного дизайнера».
Стать «дизайнером» на сайте не сложнее, чем заполнить форму онлайн-регистрации.
«Неважно, вам 18 лет или 65», — говорит Микевиц, защищая свой меритократический подход к бизнесу. Технически, чтобы подписать контракт, дизайнеру должно быть 18 лет, но компания не слишком строго следит за этим. Некоторые авторы дизайнерских решений уверяют, что им 11 лет. Впрочем, и конкуренция сильна: за один заказ по оценкам компании соревнуется в среднем 95 проектов.
Профессионалы готовы признать, что сайт выглядит привлекательным для студентов дизайнерских школ и людей, только начинающих карьеру. «У них сильный популистский элемент, — говорит Ричард Грефе, исполнительный директор профессиональной ассоциации Американский институт графических искусств. — Клиенты, может быть, и довольны, но они лишают себя полноценного опыта дизайна».
Именно отсутствие опыта участников больше всего раздражает профессиональных дизайнеров. Клиенты размещают на сайте бриф с описанием того, что им надо, но нет никаких гарантий, что в дальнейшем они предоставят обратную связь, необходимую дизайнеру для нормальной работы. (Хотя 99designs и поощряет «постоянное взаимодействие» между заказчиком и исполнителем). «Постоянные консультации между клиентом и дизайнером очень важны для достижения качественного результата», — говорит Грефе.
Можно долго спорить о качестве работ на сайте, но расценки там точно не выше, чем в Wal-Mart. Разработка логотипа может стоить всего $211, а сайт целиком начинается от $499 — по меркам отрасли это абсурдно низкие цены.
«Профессиональная ассоциация никогда бы не пошла на составление прайс-листа, — презрительно замечает Грефе. — Это просто невозможно, если создаешь действительно ценные вещи».
Но по мере того как крупные компании обращаются к краудсорсингу дизайна, профессионалы не могут и дальше делать вид, что ничего не происходит. «Мы пытаемся понимать и уважать происходящие изменения на рынке, защищая, тем не менее, целостность профессии, — говорит Грефе. — Очевидно, что социальные медиа полностью изменили рынок».