$1,2 млрд — столько заплатила в 2008 году Microsoft за норвежскую систему интернет-поиска FAST Search & Transfer, созданную несколькими сотрудниками Норвежского университета науки и технологий и установленную на сайтах Ebay, IBM и самой Microsoft. $100 млн заплатила Microsoft в том же году разработчикам американской системы семантического поиска Powerset. Мировой рынок поиска на интернет-сайтах давно поделен между гигантами типа Google, Yahoo и Bing, конкурировать с которыми, да и то на местных рынках, удается лишь крупным национальным поисковым системам вроде русского «Яндекса», китайской Baidu и чешской Seznam.
Несмотря на это, тысячи разработчиков продолжают создавать новые поисковики, сотни инвесторов вкладывают в это деньги, и иногда проекты «выстреливают»: их покупают крупные IT-корпорации, делая создателей «альтернативных» поисковых машин богаче на десятки и сотни миллионов долларов.
Какой смысл разрабатывать поисковые машины в мире, где правит Google, способный только на научные исследования тратить $9 млрд ежегодно? Крупные поисковые машины неплохо умеют удовлетворять интересы лишь массовой интернет-аудитории. Между тем «население» мирового интернета настолько велико (1,8 млрд человек, по данным на конец прошлого года ), что даже небольшие в процентном отношении группы пользователей с не укладывающимися в общие рамки запросами представляют собой коммерчески перспективную аудиторию, утверждает специалист по поисковым системам, редактор отраслевого портала Pandia.com Сьюзен Кох.
Наиболее многообещающее среди новых направлений, которым занимаются и разработчики, и инвесторы, — поиск в режиме реального времени, говорит Кох. Один только Twitter (самый популярный в мире сервис микроблогов), по ее словам, мониторит сейчас не менее сотни новых поисковых машин. Благодаря Twitter на наших глазах готовится настоящая революция в интернет-поиске, утверждает Сергей Петренко, владелец крупнейшего отечественного ресурса о поисковых системах Searchengines.ru и директор украинского «Яндекса». Создатели поисковиков соревнуются в том, кому удастся быстрее индексировать информацию в Сети, — иначе пользователи массово начнут следить за новостями через Twitter, a не через поисковые машины, не говоря уже об информационных порталах. По схожим принципам работают поисковики, постоянно мониторящие записи в новостях, социальных сетях и блогах, рассказывает Петренко.
Еще одно перспективное направление — поиск, привязанный к местоположению пользователя, считает Сьюзен Кох. Мобильные телефоны с GPS-модулем и выходом в интернет получили широкое распространение, и поэтому поиск ресторанов, банков, развлечений или достопримечательностей, расположенных неподалеку от пользователя, становится все более значимым сегментом поискового рынка. Но с местной информацией глобальные поисковики справиться не в силах: Yahoo! и Bing оперируют «местным поиском» даже не во всех странах Европы, Google зачастую предоставляет не слишком актуальную информацию. Кох уверена, что одна из перспективных бизнес-моделей для будущих небольших стартапов — поиск, привязанный к географическому положению пользователя.
Forbes опросил экспертов и отобрал 6 самых интересных российских и иностранных стартапов в области интернет-поиска.