К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Когда появится сотовая связь в российских самолетах?

Когда появится сотовая связь в российских самолетах?
Кто и сколько на этом заработает

Материал опубликован в журнале «Русский Newsweek» №10 (279) за 2010 год.

В 2002 году заместитель коммерческого директора Магнитогорского металлургического комбината Сергей Лебедев попал в камеру предварительного заключения в Манчестере, и ему грозило два года лишения свободы. Вина Лебедева состояла в том, что он разговаривал по телефону на борту авиакомпании British Airways. В то время это было серьезным нарушением. За два года до случая с Лебедевым в Цюрихе разбился самолет швейцарской авиакомпании Crossair — погибли 10 человек. Считалось, что лайнер потерял управление из-за помех, вызванных мобильным телефоном.

Споры о том, может ли разговор по сотовому телефону помешать пилотированию самолета, идут с тех пор, как мобильные стали доступны практически всем. Использовать их во время полетов запретили еще в начале 1990-х по инициативе США. В начале 2000-х санкции за использование сотовых на борту самолета были суровыми: в Британии Лебедев чуть не сел в тюрьму, а в Саудовской Аравии ему могли выписать 20 ударов палками. Но вскоре связисты смогли убедить власти в том, что разговоры по телефону не вредят безопасности полетов. В конце февраля Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила использовать диапазон частот 1710–1785 и 1805–1880 МГц для сотовой связи на борту самолетов российских авиакомпаний. Скоро говорить по мобильному телефону в самолете смогут все россияне.

 

Первый легальный сотовый звонок из летящего самолета был совершен относительно недавно — 20 марта 2008 года пассажир рейса Дубаи — Касабланка позвонил из лайнера авиакомпании Emirates. Впрочем, и тут есть свои ограничения — базовые станции должны выключаться ниже 3 км. То есть взлет и посадка по-прежнему проходят при выключенных телефонах. Базовая станция на борту должна стоять специальная, маломощная. Сигнал с такой станции идет на спутник и далее на землю. Обслуживанием летящих абонентов и поставкой оборудования в самолеты занимается специальный бортовой оператор — посредник между авиакомпанией и наземным оператором.

Сейчас услуги связи на борту предоставляют Emirates Airlines, Delta, Air France, Lufthansa и некоторые другие компании. Теперь дошла очередь и до России. В ноябре 2009 года глава «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказывал президенту Дмитрию Медведеву, что в следующем году компания хотела бы предоставить пассажирам возможность пользоваться интернетом и сотовой связью на нескольких дальних маршрутах. Президенту идея понравилась, и три месяца спустя нужные частоты были выделены.

 

Этого события связист Элдар Разроев ждал с 2007 года. Тогда он пытался внедрить услуги связи в самолетах в партнерстве с одной из зарубежных авиакомпаний. Не вышло. «Посчитали и поняли — слишком дорого», — говорит Разроев. Три месяца назад он занял должность генерального директора оператора международной и междугородней связи МТТ, акционерами которого являются братья Ананьевы — православные банкиры из списка Forbes. Именно МТТ, как утверждает Разроев, и будет ставить базовые станции на самолеты большинства российских авиакомпаний. «Для достижения рентабельности нужно установить базовые станции на 200 бортах», — говорит связист. Согласно бизнес-плану МТТ, первые самолеты, оснащенные базовыми станциями, появятся в начале 2011 года.

Авиакомпании не вложат в оснащение самолетов ни копейки собственных денег. «Поставщики оборудования сами проинвестируют большую часть проекта, а на остальное мы привлечем кредиты», — говорит Разроев. А средства предстоит вложить нешуточные. По оценкам МТТ, стоимость оснащения одного самолета — от €200 000. На оснащение 200 самолетов потребуется минимум €40 млн. Вернуть инвестиции компания хочет за пять лет.

Минута связи из самолета, по данным МТТ, будет стоить $5–8, как и в Европе. Прогнозный показатель MoU — среднее количество минут на абонента — у летящего абонента составляет 15 секунд в час. То есть, например, А-320 на 140 посадочных мест за четыре часа лета при полной загрузке принесет связистам около $1000. При этом до половины от этой суммы идет спутниковому оператору (в случае с МТТ — компании «Глобал-Телепорт», которая тоже принадлежит братьям Ананьевым). Еще треть — на обслуживание инфраструктуры (производителю оборудования и об­слу­живающему оператору, то есть МТТ). Остальное делят между собой авиакомпания и сотовый оператор (тот, с телефоном которого пассажир зайдет на борт). Недостатка в абонентах не будет. За 2009 год российские авиакомпании перевезли 45,1 млн пассажиров.

 

Сейчас МТТ проводит тендер среди поставщиков оборудования, и уже весной планирует начать реализацию проекта. «Нам удалось договориться с S7, второй после “Аэрофлота” авиакомпанией в стране», — говорит Разроев. «У нас сейчас 32 самолета, и максимально возможное их количество будет оборудовано сотовой связью», — подтверждает директор по работе с партнерами S7 Тарек Аль-Овейд. Разроев утверждает, что МТТ направил предложения по сотрудничеству и «Аэрофлоту», который пока раздумывает. По словам директора департамента по связям с общественностью «Аэрофлота» Олега Михайлова, первые два самолета авиакомпания оснастит базовыми станциями уже в этом году. Если все пойдет хорошо, «Аэрофлот» будет готов поставить базовые станции на все свои средне- и дальнемагистральные самолеты (по данным Newsweek, таких у компании около 100 бортов).

Впрочем, «Аэрофлот» хочет работать с сотовыми операторами напрямую — без таких посредников, как МТТ. Для этого сотовому оператору придется получить специальную — «самолетную» — лицензию. Как сообщил Newsweek источник, близкий к ГКРЧ, условиями получения такой лицензии активно интересуется только «Мегафон». Олег Михайлов отказался подтвердить эту информацию, заметив лишь, что «Аэрофлот» проводит переговоры с одним из операторов «большой сотовой тройки». «Мы хотели бы ставить базовые станции на самолет напрямую, без посредников», — признает представитель «Мегафона» Людмила Игнатьева. Элдар Разроев считает, что это приведет к дискриминации абонентов других сетей.

Еще МТТ предложила свои услуги компаниям UTair и «Трансаэро», а вот с другими — мелкими региональными компаниями — ей будет сложнее. Сейчас сущест­вует оборудование, сертифицированное для Boeing и Airbus. У многих небольших авиакомпаний основу флота составляют отечественные самолеты. Помимо самолетов МТТ замахнулась и на поезда. «Две недели назад мы уже сделали предложение о сотрудничестве «Транстелекому». Мы могли бы оборудовать большую часть подвижного состава РЖД. Для обеспечения поезда уверенной связью достаточно установить одну базовую станцию», — говорит Элдар Разроев. Еще идея связиста — телефонизировать российские морские суда.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+