К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мегафон» c дисконтом: почему компания должна стоить дешевле МТС

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Зачем «Мегафон» дождался неподходящего момента для выхода на IPO и на что он может рассчитывать

В давно ожидавшемся IPO «Мегафон», первоначально намеченном на первую половину ноября, наконец произошли подвижки. Сегодня компания объявила ценовой коридор для своего IPO — акции будут предлагать инвесторам по $20-25 за штуку, что соответствует общей оценке компании примерно в $11-14 млрд. Заинтересует ли такая цена инвесторов и зачем было «Мегафону» откладывать размещение почти до рождественских праздников, ухудшая свои шансы?

«Мегафон» — последняя компания из «большой тройки» российских сотовых операторов, еще не ставшая публичной. Сейчас ее контрольный пакет принадлежит структурам Алишера Усманова, еще 35,6% владеет шведско-финская Teliasonera, а 14,4% принадлежит самому «Мегафону» через кипрскую компанию Megafon Investments. Усманов снижать свою долю не намерен: 10,6% (чтобы сохранить 25%-ный блокпакет) продаст на Лондонской бирже Teliasonera и еще 5-10% — Megafon Investments.

Никто из аналитиков не сомневается, что момент для IPO сейчас далеко не лучший. Оптимизм, возникший в начале сентября на рынках после объявления ФРС США о третьем раунде так называемого количественного смягчения, сошел на нет. «Вопрос, куда бы еще вложить деньги, сейчас для рынков не актуален, — считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. — Наоборот, наблюдается даже отток институциональных инвесторов». Благоприятный момент был раньше: в этом смысле очень повезло Сбербанку, сумевшему привлечь на SPO (secondary public offering) $5,3 млрд: оно состоялось 17 сентября, почти день в день с благой для рынков вестью из США. «Мегафон» интересный и качественный актив, не сомневаются аналитики, но, чтобы вложиться в него, инвесторам сейчас придется продавать какие-то другие бумаги — прежде всего МТС. Вопрос в том, сумеет ли «Мегафон» настолько заинтересовать покупателей, чтобы они отказались от акций МТС.

 

«Уралсиб» около месяца назад рассчитал, что справедливая цена «Мегафона» — $24 за акцию. Банк исходил из того, что «Мегафон» должен стоить ровно столько же, сколько МТС — если считать, конечно, не по общей цене компании, а по мультипликатору EV/EBITDA. Примерно с тем же соотношением сейчас торгуется и Vimpelcom, но это менее очевидный конкурент «Мегафона», потому что у Vimpelcom велика доля нероссийского бизнеса. Чтобы побудить инвесторов поменять в своем портфеле акции МТС на мегафоновские, компания должна предложить дисконт.

«Мы считаем привлекательной покупку акций «Мегафона» на IPO по ценe в нижней части диапазона размещения, то есть по $20-22 за акцию», — говорит Белов. Похожие оценки — $11 млрд за всю компанию — дают и другие эксперты. Фундаментально «Мегафон» должен бы быть чуть дороже, чем МТС и «Вымпелком», полагает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: в компанию надо меньше вкладывать, у нее лучше развиты магистральные сети. Но то, что это новая бумага, нивелирует преимущества. Что же касается «первопроходства» «Мегафона» в сфере связи четвертого поколения, то это еще слишком неизведанная область, первые сети LTE надо считать скорее маркетинговым ходом, желанием продемонстировать свою высокую технологичность, сделаться более узнаваемым — до формирования LTE как рынка в России еще слишком далеко. Рынок услуг LTE в России находится в ранней стадии развития, а пока бизнес-модель еще не сформировалась, первопроходцу, который вынужден учиться на своих же ошибках, может даже оказаться тяжелее, чем догоняющим, замечает Белов из «Уралсиба».

 

Если оптимизм инвесторов убывает с каждым днем, почему же «Мегафон» не разместился в срок, который сам же себе назначил? Официальное объяснение самой компании, что она решила дождаться публикации результатов 3-го квартала, выглядят, по мнению экспертов, довольно натянуто: срок публикации был известен заране, да и тот факт, что сами результаты оказались весьма впечатляющими, не мог стать неожиданностью для компании.

Читать далее: Как Иван Таврин получил в управление часть активов Алишера Усманова

Есть несколько версий. В сентябре «Мегафон» купил контрольный пакет «Евросети», и проведение IPO одновременно с этой миллиардной сделкой могло насторожить инвесторов, считает аналитик «Уралсиба». Но, возможно, «Мегафон» просто не успел влезть в «окно возможностей». С одной стороны, его размещение не могло совпадать по времени с таким крупным событием, как SPO Сбербанка: «Вместе со Сбером нельзя было размещаться, хоть немножко позже», — говорит начальник аналитического департамента Arbat Capital Сергей Фундобный. С другой — следом за этим SPO, в самом конце сентября, безуспешно попытался выйти на Лондонскую биржу Промсвязьбанк — тоже не лучший фон для начала своего IPO. А дальше «окно возможностей» стало закрываться, ситуация на рынках ухудшилась, и «Мегафон» решил выложить еще один козырь — квартальные результаты (выручка выросла на 12,3%, чистая прибыль на 19,6%, и даже количество абонентов, которое сейчас у всех крупных операторов практически стоит на месте, хоть немного, но увеличилось).

 

См. также "Что нового мы узнали из проспекта эмиссии "Мегафона"

Заодно «Мегафон» мог использовать позволительные приемы для улучшения отчетности, считает Либин из Райффайзенбанка, — например, переложить часть затрат на IV квартал, чтобы показать во всей красе третий. Косвенно это подверждает тот факт, что Capex (капитальные затраты, то есть расходы на строительство сетей) в III квартале у оператора очень резко снизились: в III квартале 2011 года было 15,7 млрд рублей, во II квартале нынешнего – 11,6 млрд, в III – всего 6,2 млрд. У «Мегафона» неплохо развиты сети, уменьшение Capex было ожидаемым, но все-таки не в 2 раза, вполне возможно, что эти расходы перетянули на потом, считает Сергей Фундобный: «И вообще, инвесторы не любят большие «капексы».

Читать далее: Как умение налаживать контакты помогло бизнесмену трудной судьбы стать богатейшим в России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+