К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Nokia, отставшая от Apple

Nokia, отставшая от Apple
Финская компания не успевает за рынком смартфонов

Во вторник рейтинговое агентство S&P понизило прогноз для Nokia — со «стабильного» на «негативный». Причина — «слабая позиция компании на рынке смартфонов», объясняет агентство. Неделей ранее финская компания второй раз за год снизила прогнозы по выручке и прибыли. Во II квартале выручка недотянет до заявленных ранее $6,7 млрд. Рыночная капитализация крупнейшего в мире производителя телефонов опустилась ниже $30 млрд. Nokia стоит меньше, чем производитель Blackberry Research in Motion, и в 8 раз меньше, чем Apple, тогда как 10 лет назад стоила в 14 раз больше калифорнийской компании, замечает Bloomberg.

В I квартале 2010 года Nokia продала 108 млн телефонов, из которых на смартфоны приходилось меньше 20%. Почему же в таком случае будущее компании связано именно со смартфонами? В конце концов, самый успешный телефон всех времен и народов — проданный в количестве 126 млн штук Nokia 3310 — был совершенным антиподом нынешних дорогостоящих устройств с чувствительными экранами. Своей популярностью он был обязан именно тем, что умел только звонить и писать SMS — и очень редко ломался.

Причина, вероятно, в том, что производство обычных («тупых», как говорят участники рынка) телефонов практически не приносит прибыли. Так, чистая прибыль Nokia от продажи 108 млн телефонов в III квартале 2009 года составила $1,1 млрд, то есть около $10 с трубки. Apple умудрилась заработать в полтора раза больше, продав за тот же период меньше 8 млн устройств. Один проданный iPhone приносил компании $216 чистой прибыли. Рентабельность смартфонов настолько высока, что даже небольшая их доля в продажах фактически делает кассу.

 

Может быть, финская компания продает мало смартфонов? Вовсе нет. По итогам 2009 года Nokia продала больше смартфонов, чем ее ближайшие преследователи — RIMM и Apple — вместе взятые, и в I квартале 2010-го удерживала около 40% рынка. Более того, с I квартала 2009 года до I квартала 2010 года продажи смартфонов Nokia выросли на 56,9%. Впечатляющий результат, если не принимать во внимание, что общие продажи смартфонов выросли на 56,7%. Пессимизм аналитиков связан не столько с настоящим, сколько с будущим компании: когда-то Nokia создавала рынок мобильных телефонов последнего поколения, а нынче с трудом за ним поспевает.

 

Так, например, Nokia проигрывает самый агрессивный рынок смартфонов — США, где на долю ее операционной системы приходится только 2%. Одна из причин такого отставания в том, что американские операторы сотовой связи не субсидируют своим клиентам покупку телефонов Nokia, но и это всего лишь признак проигранной конкурентной борьбы. На рынке смартфонов в США в I квартале лидировали RIM (35%), iPhone (28%) и Windows Mobile (19%), а Android стремительно набирал базу подписчиков (данные Mobile insights).

В Западной Европе, где количество владельцев смартфонов выросло с января по апрель на 38%, дела у Nokia тоже идут не лучшим образом. Число обладателей BlackBerry на континенте увеличилось с января по апрель на 87%, владельцев iPhone — вдвое, а пользовательская база Android выросла в 25 раз (не достигнув, впрочем, отметки в 2 млн). Финские смартфоны увеличили свое присутствие только на 18% — то есть росли на 20% медленнее рынка. Эти данные приводятся в последнем отчете аналитической компании Comscore.

Проиграть конкуренцию на рынке смартфонов совсем нетрудно. Смартфоны (или операционные системы для них) производят сейчас 23 компании из списка Fortune500, замечает аналитик Томи Ахонен, два года назад таких было восемь. Среди них такие гиганты, как Google, Microsoft, Samsung и Acer. Даже Yahoo собирается выпускать собственный брендированный телефон. Рыночные позиции главных игроков меняются каждый квартал. Доли Apple и HTC растут, RIM остается на месте, а Samsung, выпустивший недавно свой ответ iPhone — Galaxy, — обещает к концу года увеличить свою долю на рынке смартфонов до 10% — сейчас у корейской компании нет и 5%.

 

На рынке смартфонов Nokia оказалась в отстающих. У компании есть и качественные устройства, и работающая операционная система, и магазин приложений, но ни в одном компоненте она не обгоняет конкурентов. Из магазина приложений Ovi store ежедневно скачивают около 170 000 программ, но это в пять раз меньше, чем у Apple store. Разнообразие приложений растет, но далеко не так быстро, как на запущенном примерно в то же время, что и Ovi, Android market, — что неудивительно, учитывая позиции Google в интернете. Новая ОС Symbian 3 была представлена еще весной, но пока не установлена ни на один продающийся телефон. Google за последние полгода выпустил уже несолько версий своей ОС, и все они по меньшей мере установлены на некоторые модели телефонов.

Флагманский телефон Nokia N8, оснащенный тачскрином, новой ОС, 12-мегапиксельной камерой с ксеноновой вспышкой, GPS и 16 Гб памяти, был представлен публике в апреле. Но даже не появившись на прилавках (это случится осенью), он уже устарел по сравнению с iPhone 4, Samsung Galaxy и смартфонами, работающими на ОС Android 2.2.

Финская компания прозевала самую важную перемену на рынке и за пару лет из лидера превратилась в догоняющего. И чтобы исправить ситуацию, Nokia придется изобретать что-то новое. Впрочем, у компании много времени на эксперименты — рыночную долю в 40% нельзя растерять в одночасье.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+