К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

6 особенностей российских стартапов

6 особенностей российских стартапов
Туризм как главное направление для стартапов, непродуманное финансирование, дефицит идей и другие особенности российских стартапов, которые показал TechCrunch

С воскресенья по понедельник на Digital October в Москве проходила конференция TechCrunch. Мероприятие названо в честь знаменитого техноблога, который участвует в его организации, — присутствовал, в частности, главный редактор TechCrunch Europe Майк Бутчер. Во множестве были представлены стартаперы и журналисты, попадались сотрудники и главы инвестфондов. Большую часть территории TechCrunch оккупировали четыре десятка стартапов, которым обещали знакомство с международными инвесторами. Но большинство прождали их напрасно. С помощью нескольких экспертов Forbes оценил, какой судьбы заслуживают ожидавшие.

Туризм онлайн — главный тренд

Туризм онлайн — главный тренд

То, что в официальном описании «Техкранча» называлось «Аллея стартапов», представляло собой один довольно широкий коридор и несколько соседних с ним комнат. Вдоль стен сплошными рядами стояли более 40 стартаперских столов, за каждым по нескольку представителей соответствующего проекта, немедленно начинавшие о нем рассказывать всем, кто подходил.

Не меньше десятка проектов представляли туристическую отрасль, и это хорошо отражает тенденцию, считает основатель фонда Frontier Ventures Дмитрий Алимов: объем мирового туризма исчисляется триллионами долларов и практически весь он со временем уйдет в интернет. Сногсшибательных идей TechCrunch не выявил, но каждый старается попасть в тренд по-своему. Проект Allinway, к примеру, предлагает путешественнику сервис для создания и описания своего будущего маршрута, который можно вывесить на обозрение друзьям. Кто-то придумал ставить оценку посещаемым местам в разных городах. Кто-то пытается объединить на сайте поставщиков туристических услуг. Все в меру полезно.

Монетизация — главная проблема

Монетизация — главная проблема

Слово Freemium стало на TechCrunch универсальным способом ответа на вопрос, как стартап собирается зарабатывать деньги. По такой схеме (базовые услуги бесплатно, остальное за деньги) собирается работать сеть Labbler «для профессионалов и любителей музыки». Так устроен Realtimeboard — электронная доска, где коллеги, работающие над одним проектом, могут оставлять свои записи. Так устроена чуть не половина стартапов на TechCrunch. Чтобы о твоем сервисе узнали, нужно, чтобы услуга была полноценной. Но если хочешь заработать, надо что-то оставить для premium-использования. По сути ответ значит, что схемы монетизации просто нет. Это главная проблема стартапов, считает создательница Darberry и других проектов Елена Масолова: даже если они придумывают, что делать, они все равно почти никогда не могут четко ответить на вопрос, откуда и в каком количестве появятся деньги.

Стартапы как повторение пройденного
предоставлено·Digital October Group

Стартапы как повторение пройденного

Сергей Белоусов, основатель Runa Capital, подгадал к TechCrunch создание нового фонда Quantum Wave, который будет инвестировать в квантовые технологии. Grishin Robotics Дмитрия Гришина объявил на TechCrunch об инвестициях $250 000 в RobotAppStore — онлайн-магазин программ для роботов. Оба предпринимателя думают, что их проекты изменят мир. И именно этого не хватало представленным стартапов. Большинство хочет взять то, что уже есть, и чуть-чуть переструктурировать: помочь пользователю «Фейсбука» найти самых нужных среди своих друзей, объединить на одном сайте предложения работы для студентов и т. д.

В результате новым на общем фоне кажется проект владельца песчано-гравийных карьеров (так он сам себя презентует подходящим к его столу), задумавшего создать всемирный портал для коллекционеров (такого еще нет). Или забавный сервис EasySize, который группа программистов сделала на свои деньги: он позволяет по фотографии определить рост, окружность талии и прочие параметры человека. А значит, и размер его одежды. (Требуется доработка: рост корреспондента Forbes — человека взрослого и не карлика — сервис определил как 145 см.)

Слишком много стартапов
предоставлено·Digital October Group

Слишком много стартапов

Стартаперов в России стало слишком много, считает Сергей Белоусов из Runa Capital. Они создают «шумовой фон», который мешает найти и выделить то немногое, что действительно ценно. Начинать свой бизнес становится модно, это превращается в образ жизни, и в дело идет любая идея. В том числе такая, на которую никто и никогда не даст денег.

Пробелы «Техкранча»

Пробелы «Техкранча»

Онлайн-образование — тема, незаслуженно упущенная «Техкранчем», считает Дмитрий Алимов. Область очень перспективная: лекции и курсы сравнительно легко передать на расстояние, и такая услуга может стать очень востребованной.

Стартаперам нужно бы больше внимания уделять электронной коммерции, полагает Елена Мосолова. Тут вопрос с монетизацией решается проще всего: стоит только стартовать и начать продажи, как тут же появляются и первые доходы. Сейчас же многие проекты требуют только для начала монетизации немалой критической массы пользователей. Например, проекты создания площадок для общения между путешественниками, которые могут приносить хоть какие-то деньги, только став известными и посещаемыми.

Просто тусовка
предоставлено·Digital October Group

Просто тусовка

В принципе на TechCrunch присутствуют обе стороны процесса — инвесторы и стартаперы. Только они друг с другом не общаются, говорит Никита Шерман, в свое время продюсировавший онлайн-игры Mail.ru, возглавлявший «Мамбу», «Одноклассников» и другие проекты. Сейчас у него новый проект, нечто похожее на социальную сеть. Но вопросы инвестирования он на «Техкранче» не решает. Для него и для многих TechCrunch просто-напросто место, где можно встретиться и поболтать с коллегами. Знакомых между собой людей тут действительно много.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+