К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Твикни» это: Instagram показал, каким стартапам звонит Цукерберг

«Твикни» это: Instagram показал, каким стартапам звонит Цукерберг
Почему приложения, совершенствующие инструменты коммуникации, — шанс запустить интернет-сервис на $1 млрд

О прошедшей неделе наверняка снимут продолжение блокбастера «Социальная сеть» — что-то вроде «Афера Систрома и Цукерберга: 7 дней, которые встряхнули мир». И правда, столь стремительного роста капитализации приложения рынок не помнит. В конце марта сервис, полутора лет от роду, позволяющий постить фото в соцсети и применять к изображению модные фильтры, закрывал очередной раунд инвестирования. Andreessen Horowitz, Baseline Ventures и Benchmark Capital купили около 10%, оценив детище Кевина Систрома, Майка Кригера и тринадцати безвестных программистов, в $500 млн. Оценка была связана с новостями о недавнем запуске Instagram для Android — то есть о десятках миллионов новых пользователей.

Итак, Систром с компаньоном отрезали инвесторам ровно полкомпании, начинавшей как разработчик гибрида геосервиса  и социальной игры. Чего же боле? Однако стартаперы торговались дальше. По информации источников Forbes среди венчурных инвесторов, Юрий Мильнер и Систром должны были пообщаться на тему дальнейших вложений — однако основатель Instagram уклонился от встречи (представитель Мильнера отказался комментировать эту версию). Сценарист «Социальной сети» Аарон Соркин может считать себя пророком: судя по всему, Цукерберг банально опередил Мильнера и других потенциальных соискателей и вручил Систрому срочную оферту. То есть поймал его на тот же крючок, что и киногерой Шона Паркера его прототипа: «Миллион — не круто. Знаешь, что действительно круто? Миллиард».

На то, что весеннее предложение Цукерберга (реального, не персонажа) поступило внезапно, указывает еще и цифра полмиллиарда — именно так фонды оценили Instagram. Если бы Систром на тот момент имел в кармане оферту Facebook, цена и условия сделки были бы другими. И вообще неизвестно, дал бы он заработать инвесторам 100% прибыли за неделю. Так или иначе, Систром лишился компании, не заработавшей ни копейки, за что получил полмиллиарда долларов зелеными бумажками и акциями Facebook, чья капитализация на грядущем IPO должна пробить $100 млрд.

 

Безусловно, это сюжет о ловкачах, один из которых грамотно продался, без мучений превратившись из предпринимателя в менеджера, а второй обскакал не только собственного инвестора, но наверняка еще и пару барракуд из Долины.

Но кроме этого история Instagram — важный коан для толп стартаперов, выбирающих с чего начать поход за миллиардом, и гимн всепобеждающему «твикингу». Это слово — от английского tweak (улучшить) — актуализировал писатель Малькольм Гладуэлл в эпитафии Стиву Джобсу, напечатанной The New Yorker. По его мнению, Джобс яблоком по голове не получал, он совершенствовал чужие изобретения. Доказывая, что такие люди способствуют прогрессу, Гладуэлл приводит в пример английскую индустриальную революцию в конце XVIII века, когда нация инженеров улучшала кривые ноу-хау.

 

Эпоха приложений для мобильных платформ подтолкнула массовый «твикинг» всего. Instagram — типичный пример. Учиться фотографировать — долго, техника дорога, освоить Photoshop дано не каждому; при этом камера встроена в большинство телефонов. Следовательно, надо дать возможность преобразить натюрморт с завтраком из подгорелых тостов или нерезкий автопортрет в современное искусство. Именно по этому пути гуру, самый авторитетный из которых Пол Грэм, предлагают влечься стартаперам.

И вот чувак с айпадом, который пьет двадцатый латте в поисках гениальной идеи, мысленно повторяет: сайты — это прошлый век, вся жизнь в приложениях, существующих на платформах по законам конкуренции (SEO и прочие рекламные ухищрения здесь не работают). Фотоаппарат уже «твикнут», что дальше? Популярные социальные игры все ближе к пользователю в подгузнике. Спортивные сервисы считают калории, забитые голы, километры и анализируют все это. Телефон постоянно совершенствуется. Нет функции записи разговора? Пожалуйста, записывайте; например, с помощью CallRec.me. Да и то остается пространство для творчества — телефонная книжка еще не обрела качеств персонализированной соцсети; наверное, кто-то этим уже озаботился. Что бы еще «твикнуть»?

На двадцать первом латте он догадается: утюг! Утюг с 3G может постить в соцсети, какие вещи прогладил хозяин, сколько калорий сжег в процессе и какой музыкой делился с друзьями.

 

Подобный ход мысли выглядит как конец прогресса. Вместо того чтобы изобретать, стартаперы дотвикаются до мышей. Однако тот же Гладуэлл доказывает, что вся история Apple — это восхождение от улучшения имеющихся продуктов к изобретению прорывных устройств. Купивший Систрома с потрохами Цукерберг оттренировался на девичьих портфолио Гарварда и тоже улучшил чужую идею. Так что если чувак с айпадом сообразит, что утюг это не круто, а клон Pinterest для любителей аниме это круто — может, и ничего, новая идея тоже во что-то эволюционирует (как геосервис авторов Instagram), и ему позвонит если не Цукерберг, то хотя бы Аркадий Морейнис.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+