К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Если преступник что-то делает в интернете, то его и через Интерпол достанут»

фото из личного архива
фото из личного архива
Основатель хостинговой компании .masterhost Леонид Филатов о том, почему нет смысла переносить обслуживание сайта за границу

Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. На этот раз о том, почему на рынке хостинга началась консолидация, как улучшить сервис и почему культура пользования интернетом в России отстает от Запада на три-четыре года, рассказывает основатель хостинговой компании .masterhost Леонид Филатов. 

Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».

Максим Спиридонов: Еще в ранние годы рунета участники российского интернет-бизнеса разделились на две категории. Одни из них занимались собственно вебом, его наполнением: сайтами, порталами, поисковыми системами, сегодня еще и социальными сетями, видеохостингами — в общем, контентом. Другие ведали обеспечением жизни этого контента: магистральными линиями, дата-центрами, доменами, хостингом и так далее. Подавляющее большинство выпусков «Рунетологии» — это разговор про контент и его создателей. Сегодня один из редких случаев, когда мы будем говорить про инфраструктуру. Тем более что есть серьезный повод для такой беседы: недавно два больших игрока — один из доменной, другой из хостинговой отрасли — заявили о грядущем объединении. Со стороны доменов в союзе приняла участие компания Reg.ru, а «железную» половину сделки обеспечил .masterhost. Гость этого выпуска — основатель группы компаний .masterhost Леонид Филатов. Леонид, как бы ты охарактеризовал ваше объединение с Reg.ru? Это один из рабочих моментов или поворотный этап в жизни компании?

 

Леонид Филатов: Насчет поворотного этапа не знаю. Но это объединение прежде всего не маркетинговых, а продуктовых стратегий, взглядов на будущее на три-четыре года вперед.

— Возможна ли сегодня плодотворная, с сохранением конкурентоспособности, жизнь хостинговой компании в отрыве от других направлений веб-бизнеса? Вы сейчас объединяетесь, то же самое сделали ваши конкуренты из Hosting Community (принадлежит РБК). Формируется единое поле для клиента.

 

— Сравнивать Hosting Community и нас не совсем правильно: это принципиально разные сделки. У РБК классический сценарий M&A. Компания покупается, ее основатель выходит из бизнеса. Поглощения в основном заканчиваются убийством бренда: покупаются технологии, люди, и бренд, как правило, перестает существовать. На хостинговом рынке были подобные случаи с участием того же РБК, например покупка компании Highway. У нас же сделка безденежная. Основатели компаний и текущие акционеры решили обменяться технологиями, опытом, знаниями, для того чтобы сформировать новый подход к оказанию услуги.

— Между тем как на стороне РБК, так и у вас связка «хостинг плюс домен» как шаг в конкурентной игре. Это, конечно, разные по структуре сделки, но, по сути, появилось два крупных домено-хостинговых холдинга.

— Рынок с годами консолидируется. До этого существовал рынок доменов и хостинга. Причем .masterhost сам был не только хостинговой компанией, но и регистратором. И Reg.ru имел хостинговое направление. То есть принципиально ничего не меняется.

 

— Хостинговые и доменные компании по отдельности менее конкурентоспособны в сравнении с холдингами типа вашего? Будут ли движения к консолидации на рынке в целом?

— Такие движения, безусловно, будут. Основным побудительным мотивом к объединению всегда является возможность формирования рынка и спроса, то есть возможность показывать большому числу людей некие стандарты услуг, потребления.

— Каким образом будет выглядеть ваше объединение в плане маркетинга? Останется одна марка из двух?

— Оно не повлечет за собой, грубо говоря, убийства. Компании будут существовать под своими брендами, ничего с ними не сделается.

— Обратимся к твоей биографии. Как получилось, что ты, начав с рынка ценных бумаг в середине 1990-х, оказался в хостинге?

 

— Есть разница между увлечениями и бизнесом. По образованию и призванию я технический человек. Я всегда этим увлекался, и я осознал, что деятельность на рынке ценных бумаг совершенно мне неинтересна, и тогда очень удачно подвернулся интернет. Был чат «Диван.ру». Он был создан ребятами из МГУ, моими хорошими друзьями — Алексеем Сидоренко (он работает в компании «1С-Битрикс», он основатель и владелец группы «Махаон») и другими. Войдя в интернет, ища что-то интересное, я попал в этот чат, познакомился с людьми, стал с ними лично общаться. Тогда возникла сложность с размещением чата, и я предложил Алексею перенести этот сервер ко мне в офис, который тогда занимался железками, серверным оборудованием. Это и есть начало хостинговой компании «Мастерхост».

Это стало толчком к тому, чтобы подумать о хостинге для других сайтов и сделать его коммерческим?

— Стало. «Диван» сразу принес некоторое количество проблем. Нам пришлось расширять канал, нужно стало заботиться о безопасности, пришлось привлекать внешних специалистов, которые потом стали сооснователями компании «Мастерхост». К примеру, Алексей Скрипка работает в компании с самого начала и до сих пор. У нас появились бизнес-задачи, мы стали их решать. Появились и проблемы, которые хостинг-провайдер впоследствии испытывал неоднократно. В связи с потребностью расширять каналы, все это обслуживать повысилось качество оказываемой услуги для «Дивана», появились знакомые, которые понесли свои проекты к нам.

В каком промежутке времени это начинание из «Дивана», хостящегося на одном из серверов, превратилось в хостинг на несколько серверов?

 

— Когда мы обслуживали сервера, мы уже предоставляли не хостинг, но техническое обеспечение работы серверов, настройки безопасности компании Mail.ru. В то время она только-только переехала из Питера. Mail.ru состоял из четырех серверов, там было около десяти человек. Mail.ru стал очень бурно расти в тот момент, и мы добавляли где-то по десять серверов в неделю. Тогда бум доткомов и случился, пошли инвестиции, реклама. Люди почувствовали интерес к веб-почте. Я застал Mail.ru еще тогда, когда он был стартапом.

Параллельно с поддержкой Mail.ru развивалось и хостинговое направление?

— Да.

Когда стало понятно, что это бизнес?

 

— Примерно через год компания стала себя кормить.

А что тебя кормило до этого?

— Работы по обслуживанию таких компаний, как Mail.ru. Мы обслуживали еще несколько компаний, которые мало кому известны.

Какой масштаб был через год?

 

— Небольшой, он позволял платить зарплату трем-четырем специалистам.

Какие точки роста можно выделить в развитии компании? Первая — это альянс с Mail.ru?

— Это не было альянсом. Mail.ru был просто клиентом. Но те бизнес-задачи, которые мы решали для Mail.ru, сильно помогали нам развивать собственную компанию. Опыт по работе с высоконагруженными системами и большими парками серверов оказался очень ценным для нас. В итоге мы не наступали на многочисленные грабли, связанные с технологиями. Это позволило поступательно развивать бизнес, без резких бросков, скачков, проблем роста. Можно отметить также 2000 год. Тогда был первый бум доткомов, все делали проекты, а хостинговых компаний было немного. .masterhost был развивающейся компанией с гибкими условиями, гибким подходом к клиентам. Рынок рос активно, но мы за счет гибкости росли быстрее него. Так мы и стали одной из ведущих компаний.

— За последние пару лет ряды ваших конкурентов заметно поредели? Раньше борьба была более активной, на виду было больше брендов.

 

— Есть распространенное заблуждение, будто на хостинговом рынке деньги делают из ничего. На самом деле это достаточно сложный труд, система обслуживается большим коллективом. И рентабельность здесь не такая, как в тех же самых ценных бумагах.

Конкуренты начали вымирать?

— Да. Есть два способа ведения бизнеса. Первый — это абсолютная легальность, то есть соблюдение всех законов, уплата всех налогов, регистрация фирмы при наличии всех необходимых документов, лицензий. И есть второй способ, который в хостинге был очень распространен. Брался большой дата-центр, в нем арендовался сервер, на него ставилась операционная система, делался сайтик, который объявлялся сайтом хостинговой компании. Ни разрешения, ни лицензий, ни контроля в данном случае нет. Деньги платились наличкой. Такие компании, как показывает практика, быстро прогорают. Я помню 20-30 таких фирм, которые прогорели. Те компании, которые выжили в отрасли, стали на порядок крупнее и заметнее. Сейчас на рынке хостинга в России около 600 компаний, во всяком случае тех, кто называет себя хостерами. Безусловно, многие из них не являются таковыми, они представляют собой реселлеров какого-то другого хостинга, то есть маленькими пунктами по сбору платежей.

Сколько компаний являются в полном смысле слова хостерами, в том числе обладают лицензиями и не являются реселлерами?

 

— Я думаю, порядка трех десятков. Хостинговые компании делятся по специализации: есть исключительно дата-центры, они просто размещают оборудование клиентов, есть хостинговые компании, которые занимаются виртуальными выделенными серверами.

В какой сфере идет соперничество? В чем конкурентные преимущества? Что каждый пытается делать лучше других?

— Объединение с Reg.ru призвано решить одну нетривиальную задачу — на порядок улучшить сервис и обслуживание клиента. Все борются за внимание клиента. Тот, кто сможет сделать клиента счастливым прямо сейчас, здесь и сразу, и победит в игре под названием «бизнес».

— Надо ли понимать, что из вашего объединения следует большая перестройка логистики, продаж, интерфейсов? В идеале клиент должен нажать на одну-две кнопки и получить и сайт, и домен, и CMS (Content Management System, система управления содержания сайта).

 

— Безусловно. Объединение — всегда сумма технологий: маркетинговых технологий, серверных технологий, технологий разработки, обслуживания. Этого мы и хотим добиться. Так, .masterhost — это хостер и только потом регистратор, а Reg.ru — это регистратор и только потом хостинг. Если человек услышал «вкусную» рекламу по доменам и пришел купить домен, то ему нужны и хостинг, и CMS. Не важно, через какой канал продаж заводить клиентов. Не важно, за какой крючок, каким брендом ты зацепил клиента, главное, что он обратил на тебя внимание и ты дал ему все, что ему нужно, то есть сделал его счастливым.

— С точки зрения классических учебников бизнеса было бы логичным сделать единую точку входа и вести всю рекламу на один бренд, не распыляясь. Например, назваться MasterReg, объединив бренды. Вы идете другим путем. Как это будет выглядеть?

— Витрин может быть сколько угодно, главное — не усиливать одну витрину. Главное, чтобы все клиентские платежи шли в одну копилку.

— В то же время важно, чтобы витрины не мешали друг другу, чтобы они не создавали необходимость дублировать маркетинговые бюджеты. Верно?

 

— У меня есть собственное мнение на этот счет. Что представляет собой современная хостинговая компания? Это размещение собственного сервера (collocation), аренда сервера, аренда сервера с программным обеспечением, виртуальный хостинг, cloud-решения и другое. Если компания занимается еще и регистрацией доменов, то это вдобавок домены в различных зонах. А домены в различных зонах обладают разными критериями при регистрации, то есть клиент должен удовлетворять разным критериям при регистрации. Разнятся стоимость, срок обслуживания, сертификаты безопасности. Как все это запихнуть на один сайт? Задача очень нетривиальная. Сейчас мы сильно упростили сайт .masterhost — раньше он выглядел как новогодняя елка. Нетехническому человеку было достаточно сложно разобраться в том, что там написано, и отыскать цифру и под ней зеленую кнопку «Купить». Специализированные бренды могут помочь в этом.

— Одним словом, ты считаешь, что подобное разделение услуг необходимо для удобства пользователей и что разведение брендов в рамках одного холдинга мешать вам не будет?

— Если клиент будет попадать в единую контрольную панель, где он сможет найти и хостинг, и регистрацию, то почему бы и нет?

Будут ли появляться другие игроки наподобие .masterhost плюс Reg.ru, Hosting Community плюс Ru-Center?

 

— Похожих по размеру объединений, наверное, уже не будет. Я пока не вижу тех, кто мог бы проявить волю к объединению. Может быть, произойдет укрупнение того же самого РБК за счет следующих покупок. Кстати, уже лет пять ходят страшилки о том, что на рынок российского хостинга придет крупный западный игрок, но он пока не приходит. Возможно, скоро придет.

— Как соотносится российский хостинговый рынок с глобальным? По масштабу они, конечно, очень разные.

— Хостинговый рынок — сервисный рынок. Его развитие зависит от общего уровня проникновения интернета в стране, желаний и возможностей частного бизнеса вести деятельность посредством интернета. Я часто бываю в Европе, Штатах. Там другой уровень развития. С точки зрения культуры пользования интернетом мы отстаем года на три-четыре.

Как ты оцениваешь масштабы? У крупнейших американских хостинговых компаний миллионы клиентов?

 

— Да. Если взять зону .com, то там порядка 50 млн доменов. В зоне .ru у нас 3,5 млн, а хостинг в отрыве от доменов не живет.

— По устройству, по организации процессов хостинговый провайдер в России и хостинговый провайдер в Германии или США различаются?

— Это зависит от опыта и желания обслуживать клиента. Есть и хорошие, и плохие крупные зарубежные компании. Почему там крупнее? Почему там проще? Даже нашим клиентам иногда проще обслуживаться за рубежом. Там работает иной принцип документооборота между компаниями и немного по-другому организована бухгалтерия. У нас бухгалтерское законодательство несколько архаичное. Много усилий приходится прикладывать для того, чтобы вести бизнес по тем законам, которые действуют в Российской Федерации (в частности, налоговое законодательство). У нас на каждую копеечку нужна бумажка. На Западе ведется электронный документооборот, там другой принцип списания прибыли. Некоторые вещи там гораздо проще, но российским юрлицам с ними работать сложно, и приходится прибегать к услугам посредников-физлиц.

— А чем западные игроки отличаются от российских с технической стороны?

 

— Российские хостинговые компании используют те же технологии, что и западные, просто у них рынок развит несколько лучше в силу естественных причин. У нас интернет позже появился, и развивается он не совсем так, как нам хотелось бы.

На Западе человек получает лучшую, чем в России, услугу?

— Аналогичную. У нас принято преклоняться перед Западом. В данном случае на Западе ровно то же самое. Люди, которые бывают за границей достаточно часто, подтвердят это. Иногда сталкиваешься с хамством, низкой квалификацией сотрудников — все как везде.

Есть ли какая-то информация о возможном приходе западных игроков в Россию? Например, Google и Facebook добрались до нас. Дойдет ли до нас зарубежный хостинг?

 

— С владельцами практически всех крупных компаний отрасли я знаком лично. Они смотрят на Россию. В России есть рынок, но он не настолько велик, чтобы перестраивать бизнес-логику. Чтобы завести бизнес в России, нужно открывать российское юрлицо, а для этого необходимо знание российских особенностей, начиная с бухгалтерии и заканчивая отношениями с регулирующими органами. Рынок не подрос настолько, чтобы этими сложностями можно было пренебречь.

В ближайшее время ожидать прихода Amazon и других западных игроков не стоит?

— Не то чтобы не стоит. Это зависит от них, от того, когда они перестанут бояться. Они уже пришли, просто сейчас бизнес держит проекты там посредством частных лиц. Статистика показывает, что .masterhost — крупнейшая хостинговая компания по количеству обслуживаемых сайтов, а рынок хостинга российских сайтов за рубежом чуть больше. Много клиентов уже убежало за рубеж. Так, .masterhost обслуживает порядка 200 с лишним тысяч работающих сайтов, а на Запад ушло порядка 220 000 российских сайтов.

С чем ты связываешь такой отток? Мне кажется, что бизнес уводит свои виртуальные активы на Запад для того, чтобы быть недоступным для российских правительственных и специальных служб.

 

— Пуганая ворона куста боится. Мы все прошли через 1990-е годы (смеется). Люди могут выводить проекты за рубеж на всякий случай. Интернет — одна из самых задокументированных сред. Если какой-то серьезный преступник что-то делает в интернете, то его и через Интерпол прекрасно достанут. Было у нас два десятка клиентов, которые приходили с вопросом «А можно ли разместить сервер за границей для того, чтобы до нас не добралась налоговая инспекция?», но это не самый важный побудительный мотив.

Мы говорили о глобальных игроках мирового рынка хостинга. Может ли российская компания стать игроком мирового уровня и предлагать услуги, всерьез конкурируя с крупнейшими представителями отрасли в глобальном масштабе?

— Конечно, может. У меня есть масса примеров, когда российский бизнес выходил за рубеж и прекрасно там выживал и развивался. Это вопрос к владельцам и управляющим. Нет ничего невозможного, нужна только воля к реализации.

Ты сам планируешь выйти на Запад?

 

— Безусловно.

Можешь назвать сроки, рассказать о подробностях?

— Тут важны не сроки. Важно, с чем выходить. Что такое может выдать компания .masterhost или объединенная компания с Reg.ru, чего нет у игроков современного западного рынка?

У тебя есть ответ на этот вопрос?

 

— В принципе, да. Мы готовим немного революционный подход к оказанию услуг, что может привлечь большое количество клиентов.

Зарубежных клиентов?

— Это не принципиально, поскольку технологии одинаковые.

Вы готовите некий инструмент, который станет сюрпризом для рынка и даст вам сильное конкурентное преимущество?

 

— С этим сюрпризом можно идти на западный рынок.

Это маркетинговый инструмент или технологический?

— Их совокупность.

Какие у вас планы, помимо объединения с Reg.ru и выпуска этого инструмента? Что вы будете делать в ближайшие два-три года?

 

— Я очень надеюсь перестать быть управляющим группы компаний .masterhost и перейти на смежную работу, как раз на разработку новых услуг, их обкатку. Я хочу перейти от операционной деятельности к творческой работе.

Есть мнение, что «облачный» хостинг — это маркетинговое понятие. Так ли это? Движетесь ли вы в направлении «облаков»?

— «Облачный» хостинг» — это красивое выражение. В 1950-1960-е было понятие «порошковая металлургия», сейчас есть нанотехнологии. Что такое облачные технологии? На самом деле это всего лишь динамическое выделение ресурсов и географическое распределение систем хранения данных. Например, пришла тысяча дополнительных посетителей, потребовалось больше памяти, больше ресурсов процессора. Этот ресурс был выделен именно при наплыве посетителей. Раньше это называлось кластерами, сейчас это «облака».

Вы будете двигаться в сторону этого модного слова?

 

— Мы и так там.

В рамках твоего холдинга существует несколько интернет-СМИ, в частности отраслевых, например «Вебпланета», некогда был «Веб-информ». Что это для тебя? Хобби или инструмент влияния на отрасль?

— И то и другое. В случае с «Веб-информом» это работало как инструмент влияния. Когда меня спрашивают, зачем я занимаюсь средствами массовой информации и зачем я купил «Вебпланету» со странным человеком в качестве главного редактора, Лехой Андреевым, я отвечаю: «Чтобы мне было что почитать утром».

— Напоследок вопросы от слушателей. Каковы преимущества и недостатки хостинга в России» по сравнению с США? Какие существуют решения для эффективного охвата всех регионов Азии и Африки?

 

— И в Азии, и в Африке используются те же самые технологии, они трансграничны. Надо строить отдельные компании в Азии, потому что там другое отношение к бизнесу.

Нужно ли хостить проект в географической близости от того места, где его потребляют? Если проект работает для потребителя из Азии, нужно ли его хостить в Азии?

— Проект нужно хостить там, где живет основной потребитель. Каналы связи сейчас шустрые, широкие, но мы проводили исследование и выявили, что если идет большой поток запросов к проекту, то небольшая задержка отражается на количестве просмотров. Иногда клиент не ждет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+