Четыре года назад я возглавлял представительство швейцарской компании, разрабатывавшей трехмерные геоинформационные системы и электронные карты. Тогда у меня и родилась идея: подобные решения могут найти применение и в других сферах — в туризме, в градостроительстве. Интерактивные 3D-модели при этом хотелось создавать легкими, реалистичными и быстрыми (позже этот симбиоз — size, quality & speed — лег в основу всех наших разработок).
Первые шаги в области новых технологий мы сделали летом 2007 года: на основе нескольких тысяч фотографий воссоздали точную модель Мачу-Пикчу, древнего города инков. Уже осенью акционеры получили предложение о покупке компании от АФК «Система», а меня пригласили работать в АФК. Однако, посетив офис корпорации, я решил, что работа в крупных структурах не для меня, так как моя стихия — предпринимательство, где есть возможность быстро, без бюрократических проволочек достигать результата.
Старт без бизнес-плана
Я предложил бывшим акционерам компании развивать новое направление, продемонстрировав прототип модели Мачу-Пикчу. Мою идею одобрили, но в тот момент всем оказалось не до этого. Кроме того, любой инновационный бизнес неизбежно содержит в себе высокий элемент риска.
Я смог заручиться поддержкой нескольких коллег, которые выразили желание присоединиться ко мне в реализации новой идеи. Сложилась непростая ситуация: у меня на руках был только прототип проекта Мачу-Пикчу, не было даже бизнес-плана. Тогда я начал прорабатывать список потенциальных бизнес-ангелов, к которым мог бы обратиться. Отец порекомендовал показать существующий прототип старому другу семьи, адвокату Александру Добровинскому. Я был уверен, что юриста не могут заинтересовать 3D-технологии, но все же приехал в офис Добровинского, поделился своей идеей, и у него загорелись глаза. Через полтора месяца мы зарегистрировали компанию и запустили проект Vizerra. В марте 2008 года у нас уже была команда из 20 человек.
Оказалось, что трехмерные интерактивные системы востребованы во многих областях бизнеса. Старт у нас вышел бурным. Мы еще не закончили отделку офиса, команда работала на дому, а уже появились первые заказчики — компания «Пересвет-инвест» и National Geographic Russia. Нам удалось также выиграть крупный тендер и принять участие в проекте мирового уровня. Следующие полгода вся команда трудилась ударно — ежемесячно появлялось по 2-3 новых клиента.
Работать надо, клиенты подтянутся
Но эйфория прошла очень скоро: в сентябре 2008 года обанкротился банк Lehman Brothers и начался глобальный кризис. Я понимал, что надо продолжать развитие несмотря ни на что. Мы продолжали создавать трехмерные модели объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, на которых проверяли технологии в действии, выкладывали модели в интернете и получали отзывы. Постепенно в команду приходили новые люди, опытные и амбициозные. Я всегда считал, что главный залог успеха — это хорошая команда.
В 2010 году мы приступили к реализации масштабного градостроительного проекта — интерактивной модели района Сагрера в Барселоне, включающей в себя крупнейший транспортный узел юга Европы. Заказ поступил неожиданно. Мне позвонила девушка из Испании, сказала: «Здравствуйте! Я звоню вам из Барселоны. Меня наняла компания Dortoka Disseny, чтобы я перевела вам их запрос». Dortoka Disseny — это компания, специализирующаяся на создании цифровых медиапроектов по государственным заказам. Оказалось, что они увидели наши проекты на веб-сайте и решили предложить нам совместно принять участие в тендере на создание интерактивной модели района Сагрера. Мы подготовили необходимую документацию, отправили — и забыли об этом. Через несколько месяцев позвонила та же девушка, но уже с поздравлениями по поводу выигранного тендера и приглашением в Барселону. В марте 2010 года был подписан контракт.
Параллельно мы вели переговоры об открытии представительства в США. Позитивный опыт сотрудничества с испанскими партнерами еще больше воодушевил нас — пора было осваивать глобальный рынок. При этом я изначально поставил акцент на том, что мы хотим оставаться российской компанией.
Глобальная подготовка
Наши будущие американские партнеры предложили заявить о проекте, приняв участие в конференции DEMO 2010. Это мероприятие организует одноименная ассоциация. Проходит оно два раза в год в Кремниевой долине США. В нем принимают участие лучшие инновационные проекты со всего мира. Мы подали заявку, после чего со мной связались представители ассоциации. Был длинный разговор о проекте Vizerra, и в итоге нам предложили участие в конференции.
Готовиться к участию помог присоединившийся к нам тогда Николас Джеффери. Он занял пост исполнительного директора. За спиной Николаса был большой опыт руководства крупными европейскими компаниями: в частности, он возглавлял направление стратегии и планирования инвестиций в Европейском банке реконструкции и развития.
В сентябре мы вдвоем с Николасом представляли проект Vizerra на конференции. Надо отметить, что в DEMO 2010 принимали участие только две российские компании, а ведь это уникальная возможность выступить перед более чем 1000 представителей венчурной индустрии и популярной прессы. В итоге у нас появилось много новых полезных знакомств, а проект Vizerra вошел в число 12 лучших проектов DEMO по мнению журнала PC Magazine.
После поездки на DEMO на нас обратило внимание сразу несколько венчурных фондов. Какое-то время мы вели с ними переговоры, и в 2011 году согласились на самый выгодный для нас вариант — предложение частной диверсифицированной группы компаний Solway Investment Group. В мае 2011 года на дальнейшее наше развитие выделили €4 млн.
Есть ли у вас план?
Я знал, куда направить новые финансовые вливания. Еще в 2010 году у меня созрела идея — разработать программное обеспечение, которое бы позволяло сторонним специалистам, архитектурным и дизайнерским студиям самостоятельно создавать интерактивные 3D-приложения в сжатые сроки. Я начал искать профессионалов в области 3D-моделирования и создания симуляторов. Среди них был Олег Медокс, которого я переманил в нашу команду, заразив идеей создания такой программы.
В 2011 году наша разработка привлекла внимание американской компании, возглавляемой создателями Revit — передовой программы для рисования архитектурных проектов, впоследствии проданной компании Autodesk. В итоге мы создали совместное предприятие. В течение всего прошлого года под руководством Олега Медокса велась работа над новым продуктом. К моменту получения инвестиций мы были на полпути к выпуску приложения VIMtrek. В декабре 2011 года продажи нашего ПО стартовали на рынках США и Канады.
Сейчас мы быстро продвигаемся вперед. Я и моя команда полагаем, что все нужно делать своевременно, не распылять свои силы, работать открыто и сообща. В этом секрет успеха нашего проекта и любого стартапа.