К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Стив Джобс: поставить революцию на поток

фото Legion-Media / ZUMAPRESS.com
фото Legion-Media / ZUMAPRESS.com
Самый амбициозный проект Джобса — создать компанию, которая без него будет изобретать магические устройства не хуже, чем с ним

«Я всегда говорил, — написал в среду Стив Джобс в письме совету директоров компании Apple, — что если наступит день, когда я не смогу исполнять обязанности генерального директора, я буду первым, от кого вы об этом узнаете. К сожалению, этот день настал». Руководить компанией теперь будет Тимоти Кук, много лет занимавший пост операционного, а с января — исполнявший обязанности генерального директора.

Ухода Джобса ждали уже давно, но акции компании после публикации новости тут же обвалились на 7%. Инвесторы не верят, что кто-то сможет возглавлять компанию, созданную Джобсом, столь же эффективно, как он сам.

Их можно понять. В 1997 году, когда Джобс вернулся в Apple и принял на себя руководство, компания стояла на грани разорения. За 14 лет она стала самой дорогой технологической компанией в мире (подорожав более чем в 170 раз — до $350 млрд на момент объявления новости). Ее выручка за последние четыре квартала составила $100 млрд, а чистая прибыль — $23,6 млрд. После возвращения своего основателя Apple с нуля создала рынок цифровой музыки, рынок смартфонов и рынок планшетных компьютеров. Это примерно в три раза больше, чем нужно было бы для того, чтобы счесть его второй приход в компанию исключительно успешным.

 

Трудно спорить с тем, что Джобс — самый выдающийся менеджер последних десятилетий и его уход не может не отразиться на положении Apple. Вопрос в том, когда это случится.

Полгода назад журналист The Wall Street Journal спросил нынешнего гендиректора компании Кука, как далеко планирует Apple. Тот ответил, что планирование — «часть магии Apple» и он не собирается рассказывать про него конкурентам. Действительно, насколько далеко? И касается ли этот дар провидения управленческих вопросов, а не только создания новых футуристических устройств.

 

Личность Тима Кука указывает на то, что выбор сменщика не совершался поспешно. Новый гендиректор пришел в компанию в 1998 году, а уже два года спустя в интервью BusinessWeek Джобс говорил: «Я не мог найти в компании кого-нибудь, кто знал бы так же много, как я. Я потратил 9 месяцев и все-таки нашел такого человека — это Тим Кук». Вместе с ним, рассказал Джобс, они перепридумали всю логистику сборки персональных компьютеров — и построили систему, которая по общему признанию, является одним из главных конкурентных преимуществ Apple. Человек, который больше 10 лет вызывает восхищение самого требовательного менеджера в мире, не может быть случайным назначенцем. Скорее всего, движение Кука к сегодняшнему дню началось уже тогда — 11 лет назад.

В январе 2007 года, представляя миру первый iPhone, Джобс закончил свое выступление словами хоккеиста Уэйна Грецки: «Я качусь туда, где будет шайба, а не туда, где она была». Учитывая список его достижений, трудно сомневаться, что он действительно так думает. И этот принцип очень важен для понимания того, что будет с Apple без Джобса. Точнее, какое будущее компании видит сам Джобс.

Три года назад в Apple была создана собственная бизнес-школа, Apple University, которую возглавил декан школы менеджмента Йельского университета Джоэл Подольны. Занимается она тем же, чем и любая другая бизнес-школа: фиксирует и анализирует «кейсы» — истории принятия важных решений, их причины и следствия. Но есть и отличие: у этих исследований только один объект — менеджмент Apple. И один адресат — сотрудники компании. Нет никаких сомнений, что создание Apple University — хорошо продуманный шаг, его цель — сохранение культуры компании в отсутствие ее лидера. Тем более что, создавая школу, Джобс готовился, как мы теперь знаем, к операции по трансплантации печени. Операция «Преемственность» в Купертино готовится так же серьезно, как и выход на рынок нового гаджета.

 

Стив Джобс, может быть, не самый приятный человек на земле, но его послужной список позволяет верить, что будущее он видит лучше, чем многие другие. В конце 1970-х он создал рынок персональных компьютеров (и отказывался проводить фокус-группы, мотивируя это тем, что люди, никогда не видевшие компьютера с графическим интерфейсом, едва ли способны сообщить ему что-нибудь полезное). В конце 1990-х он участвовал в создании рынка компьютерной анимации. С тех пор как американская киноакадемия стала присуждать «Оскар» за лучший полнометражный мультфильм, каждая вторая статуэтка уходит в созданную им студию Pixar. В начале 2000-х, с выходом iPod и магазина iTunes, Джобс создал рынок цифровой музыки — в том виде, в каком мы его знаем. В прошлом десятилетии Джобс (с помощью Тима Кука) попытался изменить под свои нужды еще и рынок ритейла, создав AppleStores (революции пока не случилось, но попытку не назовешь безуспешной). В 2007-м — рынок смартфонов. В 2010-м — рынок планшетных компьютеров, который, по иронии судьбы, подрывает продажи персональных компьютеров. Кто еще из великих инноваторов может похвастаться тем, что сначала создал один не виданный доселе рынок, а затем другой, пришедший ему на смену.

Для человека, знающего себе цену, — а Стив Джобс без сомнения относится к этой категории — создание новых «революционных» и «магических» устройств должно было уже перестать быть достаточно амбициозной задачей. Какая задача может быть еще более трудновыполнимой? Поставить революции на поток. Сделать компанию, которая производит магические устройства как по часам, раз в три года, в течение десятилетий и без вмешательства Deus ex machina — вот задача достаточно масштабная для дельного демиурга. И можно с полным основанием считать это безумием, но интереснее в данном случае, что думает об этом сам Джобс. А его публичные выступления и поступки в последнее время указывают на то, что он верит в достижимость своей цели.

Apple — не просто самый успешный проект в жизни Джобса, это проект его жизни. Он создал эту компанию в 21 год, в ней он единственный раз в жизни потерпел громкую неудачу, из нее он уйдет на покой — это уже более или менее ясно. Благодаря Apple он уже встал в ряд с Генри Фордом и Энди Гроувом — это не преувеличение, а констатация. В будущем, в которое он всю жизнь пытается заглянуть, Джобса уже нет в компании. Значит, надо обеспечить безотказную работу того — будущего — механизма с теми же энергией, безжалостностью и перфекционизмом, какие ему всегда были свойственны. «Apple без Джобса» — новый футуристический проект, продуманный с тем же тщанием, что и все предыдущие. А кадровые перестановки — лишь презентация очередной революционной сущности.

Инвесторы, которые не верят в успех этой затеи, скорее всего, правы. То, что задумал Джобс, мало кому удается. Но тем интереснее будет следить за его новым проектом, который разворачивается у нас на глазах. И надеяться, что Стив Джобс еще сможет послужить родной компании — не в будущем, а в настоящем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+