К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Подарок назло конкуренту

Подарок назло конкуренту
Современный рецепт захвата рынка: сделать продукт, на котором зарабатывают другие, и раздавать его бесплатно

В привычном нам мире успех той или иной компании зависел от способности превосходить конкурентов в производстве и продаже определенных товаров. В сфере технологий, где как раз сейчас разворачивается сражение за цифровое будущее, все может быть по-другому. Победителем станет тот, кто сохранит способность продавать продукты, которые его конкуренты раздают бесплатно.

Microsoft, Google, а теперь еще и Apple стремятся занять место, которое в прошлую эпоху занимали Microsoft и Intel. И важным оружием на этом пути становится не столько защита своего бизнеса, сколько подрывная работа в отношении конкурентов.

Microsoft овладела этой стратегией еще в 1990-е. Тогда многие говорили — пусть сегодня это кажется абсурдным, — что новый браузер от Netscape сможет пошатнуть позиции Microsoft. Биллу Гейтсу не пришлось долго думать, чтобы найти достойный ответ. Он дал задание нескольким сотням из тысяч своих программистов заняться разработкой Internet Explorer, который можно было бы скачать бесплатно. В Microsoft знают, как писать хороший софт, когда он действительно нужен. И где теперь Netscape?

 

Google усовершенствовала метод конкурентной борьбы. Компания, которой приходится обрабатывать 3 млрд поисковых запросов в день, была просто вынуждена построить дата-центры, одно электрическое оснащение которых сопоставимо с запросами небольшого города. А потом оказалось, что когда вычислительный центр построен и запущен, его компьютеры можно без труда загрузить какими-нибудь вычислительными заданиями без особого ущерба для основного бизнеса. Именно поэтому Google бесплатно раздает всем желающим версии дорогостоящих офисных приложений, продажи которых приносят Microsoft 60% прибыли. Microsoft Office не исчез, как Netscape, но, бесспорно, дни его триумфа уже позади.

Тот же метод конкурентной борьбы применяется и в отношении Apple. Помимо мощных компьютерных серверов у Google есть армия умных программистов — сегодня эта компания является заветной мечтой выпускников лучших учебных заведений. Туда стремятся больше, чем в Microsoft, которая уже становится вчерашним днем, и даже больше, чем в Apple, которую некоторые программисты рассматривают скорее как дизайнерскую забаву, чем как кузницу передового программного обеспечения.

 

Программисты Google разработали операционную систему Android, которая бесплатно поставляется всем желающим производителям мобильных устройств. HTC, Motorola и Samsung поспешили воспользоваться шансом получить бесплатно программы, на создание которых в собственных стенах ушли бы сотни миллионов долларов. И теперь Google с удовольствием наблюдает, как телефоны с системой Android становятся достойным конкурентом iPhone на ключевом рынке смартфонов.

Сумеет ли Apple испортить жизнь Google? Некоторые факты указывают на то, что это вполне возможно. Apple потихоньку окучивает компании, которые позволяют пользователям iPhone осуществлять поиск по голосовым запросам. И пусть создание движка уровня Google остается пугающе масштабной задачей — быть вторым в таких случаях всегда легче.

Даже если Apple не соберется создавать собственную крупномасштабную поисковую систему, за рекламные доходы Google она точно поборется. Недавно Apple запустила систему iAd, позволяющую разработчикам приложений для iPhone и iPad вставлять рекламу в свои продукты. Правда, Apple не станет в духе времени совсем отказываться от заработка на рекламных показах.

 

Какое бы безразличие ни изображал Стив Джобс, он точно не отказался бы вставить палку в колесо конкуренту. Тем более что на счетах его компании лежит больше $30 млрд свободных денег — с их помощью вполне можно попробовать сделать собственную поисковую технологию и подключить ее напрямую к iPhone и iPad. С другой стороны, у Google на балансе есть собственные $30 млрд — в случае чего соседи по Кремниевой долине могут крепко испортить друг другу жизнь.

Высокотехнологическое соперничество уже не первый раз меняет наши представления о том, как выглядит конкуренция.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+