К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Windows без кнопки «пуск»: как работает новая операционная система от Microsoft

Windows без кнопки «пуск»: как работает новая операционная система от Microsoft
Forbes протестировал Windows 8, официальная презентация которой состоится сегодня вечером

Завтра самый важный день для Microsoft за последние годы: в продажу поступит радикально переработанная операционная система Windows 8, от которой зависит будущее гигантской компании. А сегодня компания устраивает ее презентацию в Москве. Поможет смелый шаг вернуть Microsoft подрастерянное в последние годы могущество или же, наоборот, ускорит падение? Forbes заранее получил от компании на тест планшет с установленной системой, чтобы сделать собственный прогноз.

Для начала необходимо описать сложившуюся в последние годы ситуацию (знатоки могут пропустить этот абзац). Хотя Microsoft остается неоспоримым лидером рынка компьютерных операционных систем, сам рынок просел: люди все чаще занимаются «компьютерными» вещами вроде интернет-серфинга на смартфонах и планшетах. В результате компания, в свое время являвшаяся главной в мире, стала восприниматься многими как отставшая от жизни. И заявление, что Windows 8 будет хорошо подходить не только компьютерам, но и планшетам (а также промежуточным вариантам — ноутбукам с сенсорными экранами, планшетам с доком-клавиатурой), выглядело уже не разговором с позиции силы, а попыткой догнать (и если повезет, перегнать) уходящий поезд. Удастся ли это сделать?

Первое, что нужно сказать о Windows 8: она другая. Новая версия радикально отличается как от своей предшественницы (таких резких изменений у системы не было, пожалуй, с перехода от Windows 3.1 к Windows 95), так и от конкурентов (что делает честь компании: вместо слепого копирования успешных наработок она пошла своим путем). Для иллюстрации смелости Microsoft достаточно сказать, что было безжалостно выброшено меню «Пуск» — один из самых узнаваемых элементов интерфейса, не покидавший свое место на протяжении последних 17 лет.

 

Что еще изменилось? В первую очередь интерфейс: прежний, разрабатывавшийся для компьютеров, попросту не подходил для сенсорных экранов (его все равно пытались устанавливать на планшеты, но покупать их никто не бежал). Однако сделать систему полностью мобильной, как Android, в Microsoft не могли: ведь в погоне за планшетами нельзя упустить свой основной, компьютерный рынок. В результате был найден компромиссный вариант. В качестве основного интерфейса используется оптимизированный для сенсорного управления «плиточный» (как на смартфонах с Windows Phone): на каждое приложение вместо мелкой иконки ведет большая плитка (не промахнешься даже толстым пальцем), сами приложения открываются во весь или почти во весь экран (к чему на планшете каскад мелких окон?), скроллить в основном приходится направо (делать это вертикальным скроллером мыши странно, а вот пальцем логично). Однако в числе приложений, которые можно запустить через плиточный «стартовый экран», есть «рабочий стол» — и там пользователя встречает куда более привычный вид (за исключением той самой кнопки «Пуск»). В ту же обстановку попадаешь и если запускаешь приложение для Windows, пока что не поддерживающее плиточный интерфейс.

А таких (не поддерживающих) пока что большинство: из-за новизны системы написать новые программы, учитывающие все ее особенности, успели немногие разработчики. В то время как потребность в них сильна: да, на компьютере не составит труда использовать старые приложения и браузерные интернет-сервисы, но на планшете любая попытка попасть пальцем в маленькую кнопку превращается в пытку, от которой «пальцеориентированное» приложение могло бы избавить. Не говоря уже о том, что не используются как следует возможности сенсорных экранов (например, в браузерных версиях картографических сервисов не сделать такую привычную всем вещь, как масштабирование двумя пальцами). Но не приходится сомневаться, что скоро обновленных приложений станет в разы больше (скажем, уже анонсирован Skype для Windows 8): у этой платформы точно будет немало пользователей, так что смысл стараться видит любой разработчик.

 

Другое заметное отличие от предыдущих версий Windows: устанавливать эти новые приложения предлагается не просто из интернета, а из магазина приложений Windows Store. Большого сюрприза в этом нет, но есть символичность: теперь, когда и самый крупный игрок пришел к такой модели распространения софта, ее окончательно можно считать победившей.

Ряд возможностей, уже привычных по планшетам под Android и iOS, здесь отсутствует — например, голосовой ввод, панель уведомлений и объединение ярлыков в папки. Неясно, в чем причина (просто не дошли руки или принципиально не захотели повторять конкурентов), но понятно, что это причиняет неудобства: приходится совершать специальное действие лишь для того, чтобы узнать текущее время и заряд батареи, а папки помогли бы быстро найти нужное приложение на стартовом экране (из-за большого размера плиток этот экран легко может растянуться на сколько угодно). Впрочем, при отсутствии голосового ввода здесь есть другая альтернатива клавиатуре: распознавание рукописного ввода работает на удивление хорошо, разбирая даже заковыристую пропись слова «шишки».

Так что в итоге, пан или пропал? Достаточно ли сделанного, чтобы покорить новый рынок и при этом не распугать старый? Чтобы не ошибиться с ответом, необходимо учесть несколько важных факторов.

 

Во-первых, надо смотреть не столько на текущее состояние проекта, сколько на потенциал. Когда появился первый iPhone, при всей революционности подхода у него отсутствовала масса функций, давно ставших нормой у конкурентов (установка приложений, запись видео, многозадачность). Поэтому сначала он во многом был неудобен, но с последующим совершенствованием стал «царем горы». С Windows 8 ситуация схожая: есть куча недочетов, но многие из них могут скоро оказаться исправлены, важнее, что сам подход выглядит жизнеспособным. Да, сейчас очень мешает острый дефицит «плиточных» приложений, но через считаные месяцы ситуация с ними будет совсем иной, и для дальнейшей судьбы Microsoft это важнее.

Во-вторых, следует учитывать, что компании Microsoft страшно мешает инерция корпоративного рынка. Если покупатели Apple готовы стоять в очереди, чтобы получить новый девайс первыми, то Стиву Баллмеру больше денег несут менеджеры, закупающие Windows для своих компаний и всей душой ненавидящие инновации. Для этих людей слова «обновление Windows» означают «сначала потратиться на новую систему для всех рабочих мест, а затем сталкиваться с новыми ошибками и с неподготовленностью персонала». Как несложно догадаться, кардинальные изменения системы, которые привели бы «яблочника» в восторг, их приведут в уныние, и они предпочтут оставаться на старых версиях Windows так долго, как будет возможным.

В-третьих, даже домашним пользователям, не воспринимающим обновления в штыки, может прийтись несладко. Систему используют сотни миллионов домохозяек, пожилых людей и прочих далеких от техники людей. Всем им будет непросто разобраться, что за непонятные плитки появились на их компьютерах и куда делась та иконка с флажком, через которую они попадали в «Одноклассники». А если добавить сюда еще и нюансы, связанные с разными версиями Windows (на планшетах с Windows 8 RT не запустятся старые приложения, зато планшеты со стандартной Windows 8 могут порой шуметь кулером), простой человек рискует запутаться окончательно.

Все это подталкивает к следующему выводу. Покорить всех кавалерийским наскоком у Microsoft не получится: поначалу очень многие будут осторожничать и выжидать, а то и вовсе плеваться. Но шансы постепенно занять на рынке большую долю и вернуть свое влияние есть — в том случае, если главные недочеты будут быстро исправлены, а конкуренты не обойдут на повороте.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+