К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Леонид Богуславский: как не ошибиться с командой для интернет-стартапа

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Философия выбора стартапа и работы с его основателями от крупнейшего инвестора Рунета, совладельца Yandex, Ozon, «Биглион» и других компаний

Леонид Богуславский совершил свои первые инвестиции в интернет в 2000 году. Фонд Ru-Net Holdings, где он занимал пост председателя совета директоров, вложился в не приносящий денег поисковик «Яндекс», а также в малоизвестный петербургский интернет-магазин Ozon.ru. Спустя 12 лет первоначальные инвестиции Богуславского принесли сотни миллионов долларов, и теперь он вкладывается в перспективные стартапы не только в России, но и по всему миру ($150 млн в 2011 году). Читайте очерк о Богуславском в ближайшем номере Forbes.

Для успешных инвестиций важны предпринимательская интуиция, оценка масштаба проекта и понимание команды. Интуиция подсказывает, что перед тобой нужный потребителю сервис или технология. Сам инвестор должен хорошо разбираться, как это работает, кто конкуренты, какие показатели соответствуют наилучшим практикам. Понимание потенциала не менее важно. Проект может быть интересным и нужным потребителю, с сильной командой, но в силу объективных причин, особенностей рынка он может быть обречен на то, чтобы остаться маленьким.

Однако самое сложное условие успеха стартапа — правильная команда. Она не только должна быть профессионально сильной, волевой, отдающей себя проекту. Ее философия бизнеса должна совпадать с философией инвестора. Если инвестор в конкретном случае хочет построить амбициозный долгосрочный проект, а основатель намерен его через год продать с большой в их понимании прибылью, это может стать проблемой. Цели инвестора должны обязательно совпадать с целями основателей.

 

Важно понять, смогут ли инвестор и основатели реально работать как партнеры. Случается, что одна из сторон (необязательно основатели) используют другую как инструмент для достижения своих целей. А цели кардинально отличаются. Это трудно предвидеть, но надо.

Другая разрушающая сила — эго. Сильные личности часто давят своим эго. Считают, что если и есть две точки зрения, то одна — их, а вторая — неверная. Получается, что есть сильная команда, сильный инвестор, даже цели совпадают, а работать как партнеры они не могут. Кто-то должен придавить свое эго и уступить.

 

Прежде чем инвестировать, необходимо постараться понять культуру команды и то, как партнеры будут вместе работать. Вот типичные проблемы:

— одна из сторон, инвестор или основатель, не планирует долго развивать проект, хочет продать через 2-3 года, а другая сторона хочет долго строить очень большую амбициозную компанию;

— инвестор работает на капитализацию и не хочет выводить деньги из бизнеса большими бонусами основателю-менеджеру и дивидендами, а основатель не хочет рисковать и максимизирует текущий заработок;

 

— инвестор хочет обеспечить максимальную прозрачность процессов, а  основатель не хочет, по разным причинам; инвестор хочет усилить команду, настаивает, чтобы пришел сильный финансовый или операционный директор, а основатель не хочет, ему комфортно работать с теми, с кем уже сложились отношения, даже если их уровень уже не отвечает требованиям.

Если проект успешный, то какие-то проблемы можно решать медленно и осторожно. Если не очень успешный, то это серьезные проблемы.

А вот возраст лидеров команды для меня не важен. Важна их энергетика. Молодой человек может в 6 часов вечера надеть шляпу и пойди домой выгуливать собаку, а в субботу-воскресенье копать картошку у тещи на даче. С другой стороны человек в возрасте может действовать с бешеной энергетикой. Я встречал таких основателей — у них горели глаза и они сидели на работе до поздней ночи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+