Twitter с самого начала не скрывал свои коды и использовал доступные интерфейсы для разработчиков. С одной стороны, это позволило быстро создать множество приложений и популяризовать сервис. С другой, сделав свою платформу настолько открытой, Twitter лишил себя массы возможностей для заработка.
Единственное, за счет чего Twitter может обогатиться, — это переписывать «твиты» во время передачи. Twitter может превратить #coffee в #starbucks. Или заменить длинный URL коротким. Эта простая возможность теоретически дает Twitter грандиозную власть. И недавно Twitter объявил о запуске нового сервиса, благодаря которому потенциальная власть становится реальной.
На первый взгляд, сервис сокращения ссылок t.co — лишь относительно несущественное дополнение к продукту компании. Но в век интернет-аналитики его значение сложно переоценивать. Благодаря ему Twitter может теперь отслеживать активность пользователей во всех браузерах и приложениях. Тем более что в отличие от конкурентов t.co может претендовать на статус дефолтного сервиса: Twitter контролирует свою платформу. Ваши ссылки могут сокращаться (а их популярность — подсчитываться Twitter), хотите вы того или нет.
Маркетологи мучаются над тем, что происходит в «воронке» между первым контактом с рекламой и покупкой продукта. Они постоянно пытаются оптимизировать процесс, изменяя предложение и передвигая картинки по странице. Они хотят знать о покупателе или посетителе сайта все. Но пусть даже каждый клик пользователя на сайте продавца учитывается аналитической системой, узнать, что люди делают за пределами конкретного сайта, гораздо труднее. Инструменты, на которые опираются продавцы, чтобы понять покупателей, еще совсем не развиты.
Сейчас основой для отслеживания действий пользователей являются cookies, которые сохраняются браузером. Но когда мы делимся ссылками через электронную почту или социальные сети, они теряются по пути, а вместе с ними утрачивается возможность отслеживать воздействие сообщения. Существуют методы обойти эту сложность (как правило, раздражающие пользователей), но в любом случае дни отслеживания перемещений с помощью cookies сочтены.
Кроме того, мир браузеров сменяет мир приложений. Каждый раз, когда вы выходите в интернет через определенное приложение — Facebook, Gowalla, Yelp или Foursquare, — ваши перемещения незаметны извне. Когда вы щелкаете по ссылке, продавец видит нового посетителя, но адрес, с которого он пришел, утерян, а вместе с ним — и контекст посещения.
Потому так важны сервисы, сокращающие URL’ы. Заинтересованный читатель вынужден обратиться к сервису, чтобы соотнести краткий URL с настоящим, и тот видит взаимодействие между аудиторией и контентом, где бы оно ни происходило. URL-адреса — это новые cookies.
У t.co есть масса преимуществ, которые в перспективе помогут ему завоевать свой рынок. Во-первых, Twitter предварительно проверяет на вирусы ссылки, которые сокращает. Во-вторых, ссылки t.co будут показывать превью страницы до того, как вы щелкнете по ссылке. Наконец, существуют Twitter-клиенты для большинства мобильных устройств, и значит, t.co может стать для них сервисом по умолчанию.
Уже сейчас ясно, что Twitter — это не просто сайт. Это целая система для привлечения внимания. И благодаря своему новому сервису Twitter способен узнавать о действиях каждого пользователя, просто изменив URL-адреса. В этом и заключается реальная ценность компании — не только знать, о чем разговаривают люди, но и понимать, почему они следуют по той или иной гиперссылке.
Алистар Кролл — аналитик компании Bitcurrent и основатель Year One Labs