В четвертом квартале финансового года, который закончился 30 июня, Microsoft существенно превзошла ожидания аналитиков, объявив о выручке $16 млрд (+22% к прошлому году) и чистой прибыли $4,5 млрд (+48%). Последняя версия ее операционной системы — Windows 7 — продается быстрее любого из своих предшественников: уже 175 млн копий с прошлого ноября.
Как отреагировала Уолл-стрит? Пожала плечами. Акции даже не тронулись с места — они стоят $26, как в 1998 году. Даже торгующая, прости господи, красками компания Sherwin-Williams может похвастаться лучшим отношением капитализации к доходам.
Участники рынка требуют крови Стива Баллмера. Поговаривали, что в Microsoft даже зрел небольшой переворот с тем, чтобы сместить генерального директора. Но это маловероятно, учитывая, что его старинный приятель Гейтс председательствует в правлении, что на двоих они контролируют 12% компании и что благодаря Баллмеру выручка последние 10 лет росла ежегодно на 10,5%.
Но может быть, это не Баллмеру пора уйти, а самой Microsoft? Что бы вы сказали, если бы компания разделилась на три независимые фирмы: Windows, Office и «Интернет-проекты»?
Были времена, когда большой бизнес приносил большие прибыли. Пользуясь успехом своих операционных систем, Microsoft лучше продавала и офисные приложения. Но сейчас, когда исторические конкуренты, производившие электронные таблицы и редакторы, сметены в пыль, нет никаких причин держать Windows и «Офис» под одной крышей. Кроме того, за размер приходится платить — например, нежеланием внедрять инновации.
Четыре года назад, когда Google запустила в сети свои аналоги MS Word и Excel — пусть и менее функциональные, — Microsoft не предприняла никаких действий для защиты своих франшиз. Ее онлайн-версии программ появились только в этом июне. Одна из причин задержки: онлайн-версиям не требуется операционная система Windows, что может снизить ее привлекательность. А Google между тем уже зарабатывает деньги на корпоративных и государственных клиентах, готовых платить за ее офисные приложения. А программа Openoffice, созданная десять назад с помощью Oracle, и вовсе распространяется бесплатно.
Или еще пример: почему не появляются версии «Офиса» для iPhone и iPad? Потому что в компании это расценили бы как помощь Apple за счет Windows. В результате ничего не делается.
Владельцам Windows не имеет никакого смысла держать при себе подразделения, существующие за счет рекламы: поисковик Bing, портал MSN и рекламную компанию Aquantive, приобретенную Microsoft в 2007 году за $6 млрд. Эта часть компании — назовем ее «Интернет-проекты» — не выживет без хорошего приданого: в прошлом году ее чистый убыток составил $2,4 млрд при выручке $2,2 млрд (в то время как Windows и Office заработали $24,8 млрд до уплаты налогов). Но, получив самостоятельность, «Интернет-проекты» будут вынуждены внимательнее следить за доходами.
90 000 сотрудников Microsoft заняты в основном тем, что ищут консенсусы. Встречи на высоком уровне, на которых обсуждаются новые встречи, ожидаемым образом ведут только к новым встречам. Рискованные и смелые идеи не добираются до верха. Все делается крохотными шажочками, говорит недавно уволившийся сотрудник высокого ранга. Когда он только пришел в компанию, ему сказали, что потребуется год, прежде чем он поймет, как хоть что-нибудь сделать.
Конечно, технологические компании предпочитают идти противоположным путем — консолидироваться. Так, Oracle приобрела Sun Microsystems, а Hewlett-Packard — EDS. Если оборудование, программное обеспечение и консалтинговые услуги продаются под одной вывеской, клиенту, когда что-нибудь выходит из строя, не приходится без конца искать виноватых. Но пока неясно, что выигрывают потребители, когда «Офис» намертво приделан к Windows. И конечно, ни MSN, ни поисковый сервис Bing совершенно не обязаны управляться из того же кампуса в Редмонде.
10 лет назад в знаменитом антимонопольном процессе судья Томас Пенфилд Джексон постановил, что Microsoft должна быть разделена на части. Тогда апелляционная инстанция с ним не согласилась. Но однажды рынок может вернуться к этой идее.
Три источника и три составные части