Затевая стартап, снимать офис вовсе не обязательно
Антон Герман, основатель сервиса Bay.ru, который доставляет товаров из зарубежных интернет-магазинов в Россию, может работать только в тишине, где - не так важно: «Начиная свой проект, я работал, где мог. Чаще всего это был гараж друга, там, по крайней мере, было тихо».
Тихо было и на рабочем месте Леонида Глузмана, основателя Zina.ru: он начинал проект в подвале. «Первый офис стартапа «Надовместе» был в убитом подвале жилого дома: под потолком были трубы, с которых вода капала постоянно, и вонь дикая стояла. Мы даже комп один убили, потому что его водой залило, а в туалет бегали в ближайшее кафе. Ну мы же стартаперы были - миллионов у нас не было», - вспоминает Леонид. Заработав первые деньги, из подвала съехали.
Но есть и более цивилизованные места, облюбованные стартапами, которые привыклим экономить.
Коворкинговые центры
Аренда мест в коворкингах Москвы дороже западных (средняя стоимость в странах Европы – 150-200 евро, в США – $200, у нас – 10 000 рублей). Но плюсы их едины для всех стран - рабочая атмосфера и окружение, которое зачастую может помочь советом. Елена Масолова, основательница Darberry.ru, который был куплен американским Groupon, начинала проект как раз в коворинге: «В общем офисе на Тверской, 6 сидели одновременно Дом.ру, рекламщики, Webinar.ru, AddVenture, Pixonic, интернет-магазин «Чип энд Дэйли», потом Groupon. На всех было 12 стульев и их постоянно не хватало, потому что людей становилось все больше. Дошел до принтера, вернулся, а стула уже нет», - вспоминает Елена. Но, по ее мнению, преимущества очевидны: «варишься среди других предпринимателей, которые могут подсказать что-то. Иногда неожиданно, во время беседы у кулера, например».
Кафе с wi-fi
Маша Гурьева – студентка МГУ, по совместительству преподаватель английского языка: готовит к TOEFL и IETLS. С клиентами общается по Skype, чаще всего в кафе «Шоколадница», где есть Wi-Fi. Бизнесу уже два года.
После пар в университете Маша занимает столик в кафе. Раньше она ходила по домам учеников, промежутки между уроками достигали 40 минут. Идею с коворкингом она отбросила – не устраивали плата за аренду. «Часто я приглашала учеников прямо в кафе. Меня в кафе полюбили, и, поняв, что я бываю у них почти каждый день и привожу им клиентов, организовали тихий столик в углу, который чаще всего пустовал», - говорит Маша. Посетители в кафе видели ее за работой, подходили и просили визитку. Большой процент учеников так и появился.
Абонемент на место
Иван Митин, создатель сети «Циферблат», в своем проекте совместил идею коворкинга и кафе. Посетители его заведений платят за время, проведенное в нем, а не за еду. Митин позиционирует «Циферблат» как место, где каждый может заняться чем-то своим: почитать, пообщаться, провести свидание или познакомиться. Но на деле многие приходят сюда поработать. Абонемент на месяц стоит 3333 рублей – дешевле, чем во многих коворкинговых центрах. Но прийти по абонементу можно только в рабочие дни с 11 до 16 часов. Из услуг здесь – бесплатный вай-фай, столы, кресла, чай и печенье. В Москве «Циферблатов» уже три, в Санкт-Петербурге два. Основная аудитория – молодые люди от 17 до 25 лет, большинство из них студенты.
Иван Костров, стартапер, выбирает для работы именно «Циферблат»: «Таких мест немного и для того чтобы разнообразить офис или дом - лучше не придумать. Мне там удавалось наиболее эффективно проводить свое время. Ничего не отвлекает. Хотя иногда бывает немного шумно», - говорит Костров.