Пять интернет-проектов, в которые вложились люди, далекие от интернета
Пример Алишера Усманова и Юрия Мильнера (№5 и №99 в «Золотой сотне» 2011 года), удачно инвестировавших в интернет, заразителен. Все больше предпринимателей, далеких от высоких технологий, жаждут вложить деньги в онлайн-сервисы, игры и соцсети. «Я занялся инновациями в 2009 году с подачи друзей из венчурных фондов и «Роснано», — рассказывает один из таких «непрофильных инвесторов», член Cовета директоров холдинга недвижимости «Миэль» Евгений Плаксенков. — Даже ездил в США и Израиль изучать, как работают бизнес-инкубаторы». На одной из конференций по инновациям, где топ-менеджер стал завсегдатаем, к нему обратилась команда стартапа Aikos, и он дал им денег.
Можно не сомневаться, что инвесторов в интернет, подобных Плаксенкову, будет еще больше. Перспективы рынка очевидны: за два года число пользователей интернета в России увеличилось на 43%, до 53 млн человек, согласно данным ФОМ и TNS Web Index. А по мнению аналитиков J.P.Morgan, к 2013 году общее количество русскоязычных интернет-пользователей может достичь 250 млн человек. Но так ли много шансов у армии новичков заработать в интернете легкие деньги?
«Если предприниматель интуитивно не найдет сильную команду, то много денег можно слить очень быстро, буквально за пару месяцев», — предупреждает инвестменеджер фонда iTech Capital Николай Давыдов. Многие из интернет-проектов, возникших в последние пару лет, уже не существуют, отмечает Андрей Фадеев, гендиректор компании Progrestar, разрабатывающей игры и сервисы для соцсетей.
«В последние полтора года приход непрофильных инвесторов в интернет стал массовыми явлением, — говорит Алексей Басов, вице-президент Mail Group. — Недавно на одной деловой радиостанции я слышал рекомендации, как распорядиться капиталом: столько-то вложить в недвижимость, столько-то в акции, а такую-то часть — в «какой-нибудь интернет-стартап». Когда стартап позиционируется как финансовый инструмент для частного инвестора, наравне с депозитами и фондовым рынком — это является признаком инфантильности, незрелости рынка. Но на рискованные деньги всегда есть спрос, и мы видим, какое количество предпринимателей развивает активную деятельность по говорению правильных слов. В результате на рынке появляются сотни стартапов в год. Но выживают вовсе не классические один из десяти, а один из ста. Причем тот, который с самого начала имел матерую команду, а в инвесторах — набивший оскомину фонд».
В России больше непрофильных инвестиций чем на Западе, отмечает инвестиционный менеджер ru-Net ltd. Александр Павлов. Это связано с относительной неразвитостью рынка венчурного капитала. «Наличие любых инвесторов является безусловно положительным моментом, основная проблема текущего интернет рынка — очень маленькое количество хороших качественных команд. Чем больше будет инвесторов, тем больше команд получат фондирование, попробуют запустить свои проекты, поймут свои ошибки», — полагает он.
Forbes приводит несколько примеров проектов, в которые вложились люди, далекие от интернета.
Aikos
Специализация: сервисы в соцсетях
Год создания: 2009
Раунд инвестиций: 2010
Инвестор: Евгений Плаксенков, член совета директоров холдинга «Миэль»
Компания создана выпускниками факультета ВМК МГУ. Плаксенков теперь — «старший партнер» и совладелец этого стартапа. Фирма расширяет штат. Недавно запущен новый сервис ReTweet Boom — можно получить скидку на услугу в обмен на рекламу акции в социальных сетях. Несмотря на высокую конкуренцию среди скидочных сервисов (Groupon и т. д.), Плаксенков в перспективах своего проекта не сомневается.
Destiny Development
Специализация: разработка и локализация онлайн-игр
Год создания: 2008
Раунд инвестиций: 2011
Инвестор: Леонид Огородников и Олег Андреев, акционеры «Каро-Фильм»
«Про игру «Ботва» слышали? Наша разработка, самая популярная браузерная игра 2009-2010 года», — с гордостью рассказывает основатель и директор Destiny Антон Аграновский. С акционерами «Каро» он был знаком и раньше. Средства инвесторов он планирует направить на захват рынков Китая и Европы, а также на создание новых игр, не только браузерных (их разработка относительно недорога, до $1,5 млн), но и клиентских — стоимость такого проекта может достигать $25 млн.
Tvigle
Специализация: видеоконтент
Год создания: 2007
Раунд инвестиций: 2011
Инвестор: «Промсвязькапитал», холдинг банкиров Алексея и Дмитрия Ананьевых
Tvigle.ru был создан Егором Яковлевым и бизнес-ангелом Павлом Черкашиным. Видеосервис и раньше привлекал инвесторов. В июле этого года стало известно, что 27,27% стартапа приобрела голландская Front Page Holdings B.V., структура «Промсвязькапитала». Ранее холдинг братьев Ананьевых в интернет-стартапы не вкладывался.
Syncopate
Специализация: разработка онлайн-игр
Год создания: 2010
Раунд инвестиций: 2011
Инвестор: холдинг AR Films продюсера Александра Роднянского
Фирма Syncopate была создана в конце 2010 года Олегом Самбикиным, Ильей Веригиным и Василием Медведевым, ушедшими из Innova Systems, известного российского издателя игр. Наиболее известные разработки Syncopate — игра-стрелялка War Inc. и стратегия Rage of Titans. По словам Роднянского, за 25% Syncopate он заплатил «менее $10 млн».
Professionali.ru
Специализация: социальная сеть для поиска работы и общения специалистов
Дата создания: 2008
Дата инвестиций 2011
Инвестор: фонд Open Capital, один из партнеров фонда Игорь Шифрин, экс-директор по развитию компании Midland Development
В мае фонд приобрел 20-25% стартапа «Профессионалы.ру» за $2,5 млн. Возможно, на инвесторов произвело впечатление суперуспешное IPO сети LinkedIn («Профессионалы» используют сходную концепцию) — капитализация американской соцсети превысила ее годовую выручку в 17 раз, инвесторы оценили LinkedIn в $4,25 млрд.