К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Шесть главных ошибок на старте

Шесть главных ошибок на старте
Основатели стартапов, уже вставших на ноги, — о своих ошибках и о том, как их избежать

Большинство стартапов умирают на стадии детального обсуждения идеи. Но даже если идея работоспособна, не факт, что сам проект будет успешным. Руководитель Бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Мария Адамян среди типичных ошибок, которые совершают молодые предприниматели, выделяет и неправильный выбор партнеров (невозможность поделить деньги и власть в команде), и слишком активную погоню за инвестициями, и избыточный перфекционизм в разработке продукта. Она советует не распыляться, а сделать свой бизнес главным приоритетом, над которым надо работать в режиме 24 на 7.Петр Осипов, бизнес-тренер компании «Ораторика», тоже считает, что самая большая ошибка на старте — неправильные приоритеты: «Людям кажется, что важно прописать бизнес-план, напечатать визитки и снять офис. Так вот, это все не главное. А главное — брать и делать!» Forbes попросил создателей стартапов, которые уже чего-то добились, рассказать о своих главных ошибках.

Долгий запуск

Людмила Павлова, коммерческий директор и один из создателей TimePad, электронной системы, помогающей создавать страницы событий:  «Начальный этап (проработка проекта, анализ рынка и сбор команды) занял у нас неприлично много времени. Около года нам потребовалось на воплощение идеи в жизнь, и еще около года пришлось ждать первых доходов. Наш проект начинался совсем не так, как выглядит сейчас. Мы работали в Бизнес-инкубаторе ВШЭ, и TimePad был инструментом для решения конкретных задач: формирования расписания мероприятий и регистрации на них. А потом пришло осознание: не мы одни мучаемся с этими проблемами. С этого момента мы стали работать как самостоятельный стартап».

Совет Людмилы Павловой: Сначала совершить первые продажи, а уже потом дорабатывать проект. В первую очередь стоит думать не о том, как разработать, а о том, как заработать.

 

Неправильная расстановка приоритетов

Елена Масолова, член совета директоров, сооснователь проекта «ДарБери», сайта, продающего скидки: «Огромное количество задач на старте (в разы больше, чем людей, которых их решают) и, как следствие, неправильное инвестирование времени. Мы сначала тратили время на менее важные — что стало понятно позднее — задачи. Например, убили много времени на партнерки (предполагалось, что партнерский сайт встроит к себе виджет с акцией «ДарБери» и мы будем делить доходы). Были потрачены огромные усилия на техническую интеграцию, согласование договора, а потом получили смешное количество покупок — люди приходили на партнерские сайты не за нашими акциями».

Совет Елены Масоловой: Фокусироваться на ключевых, критичных задачах, которые принесут 80% результата. Стартапу нужно быстро и дешево делать много ошибок, чтобы найти в итоге лучшую бизнес-модель, лучшие аргументы для клиентов. Ключевые слова — быстро и дешево, то есть если что-то не работает, попробуйте пару раз постучаться в эти двери, но потом бросайте и переключайтесь на другие задачи. Главный ресурс предпринимателя — не деньги, а время и усилия людей.

 

Невнимание к мнению участников рынка

Ильдар Канафеев, директор по развитию и сооснователь проекта PensiaMarket, портала, ориентированного на тех, кто ищет оптимальные варианты использования пенсионных услуг: «Самая большая ошибка — слабое изучение рынка, подводных камней. Надо было не просто прописать бизнес-план, который красиво отображался в цифрах, но также максимально обсудить товар как с профессиональными участниками рынка, так и с конечными потребителями. То есть понять, что думают о нашем продукте, как его оценивают в положительном или отрицательном ракурсе, готовы ли за него платить и если да, то сколько.

Совет Ильдара Канафеева: «С момента появления идеи проекта пообщаться с профессиональными участниками рынка и потребителями. Такое общение позволяет также выявить многие подводные камни, которые существуют на рынке».

Игнорирование работы над ошибками

Александр Литвинов, руководитель проекта Русавтобус.ру, позволяющего пользователям подобрать оптимальный способ проезда всеми видами транспорта в городах мира и между ними: «Недостаточная компетентность и недостаточная продуманность стратегии на первых этапах развития проекта у нас наложились на нехватку средств и времени, на техническую сложность проекта. А это, как вы понимаете, благодатная почва для всевозможных более мелких ошибок».

 

Совет Александра Литвинова: «Любой, кто отважится попробовать открыть свое дело, соберет свою коллекцию ошибок. Но выводы каждый сделает свои. Работа над ошибками добавляет опыта и недостающих компетенций».

Гигантомания

Евгений Домников, маркетинговый директор, один из основателей проекта Skillopedia.Ru, видеоэнциклопедии тренингов, руководств и инструкций: «Предлагая пользователям избыточный сервис, нам приходилось поддерживать его избыточным маркетингом и избыточной командой. Безусловно, при финансовом планировании на 5 лет вперед такая ситуация нормальна, но при резком падении рынка скорректировать нашу дальнейшую стратегию было сложно. Стартап создавался с привлечением венчурных денег, и удар кризиса пришелся на стадию роста, когда проект еще был не готов генерировать доход, а внешнее инвестирование свелось к минимуму».

Совет Евгения Домникова: «Ориентироваться на монетизацию на самом раннем этапе развития проекта. Ввязываться в проект только при 100% уверенности в своей команде. Ни при каких обстоятельствах не опускать руки».

Недостаток прагматизма

Анна Стогова, директор по маркетингу и один из создателей Native Speakers Club, компании, которая обучает иностранным языкам, в том числе через песни: «Все произошло на конкурсе бизнес-проектов, когда я и мой партнер подготовили блестящую презентацию, где прописали проект от А до Я (все наши преимущества, планируемые прибыли, описали беспроигрышность идеи и несомненное светлое будущее компании). Зал рукоплескал, жюри было в восторге, и каково же было наше удивление, когда судьи сказали: «Господа! Вы гениально выступили, мы уверены в том, что вы добьетесь колоссальных успехов. Мы видим, что вы все рассчитали и будете расти, как планируете. Мы не поняли, а деньги-то вам зачем? Поэтому вы получаете приз зрительских симпатий и сборник бизнес-литературы». Действительно, в кураже мы просто не подумали о том, что жюри хотело видеть, зачем нам нужны деньги, а не то, что у нас все прекрасно. Ко второму конкурсу мы отнеслись с большим материализмом и выиграли грант в виде бесплатного офиса на год».

Совет Анны Стоговой: «Более четко формулировать свои потребности. Делить доли в проекте (и фиксировать это документально) до того, как проект начинает приносить первые деньги. Правильно мотивировать членов команды, следить за тем, чтобы мотивация была актуальна. В стартапе каждый «выпавший» член команды означает провал в определенной области и необходимость в перераспределении ресурсов, что замедляет рост и вносит в проект дополнительную нестабильность и риски». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+