Как организовать свой бизнес с минимумом затрат и капитальных вложений? Три московских предпринимателя, начавших бизнес около года назад, рассказали Forbes о том, почему в работе своих новых компаний они используют интернет-сервисы и какие из них наиболее полезны.
Первая компания — AlterGeo, российский аналог Foursquare — определяет местоположение пользователя по данным с мобильного телефона или компьютера и позволяет делиться этой информацией с друзьями. Если нет информации со спутника, используется позиционирование по мобильной сети или сигналу Wi-Fi. Один из основателей AlterGeo Денис Алаев говорит, что его компания во всех критичных бизнес-процессах полагается именно на интернет-сервисы, потому что инфрастуктура интернет-облака работает заведомо лучше, чем самодельное решение. Стартапу нужно очень быстро расти, и нет времени и денег, например, на закупку серверов: свободные средства всегда лучше направить на операционные расходы. Денис передает на аутсорсинг все, что можно: технику, услуги программистов и разработку мобильных приложений.
Основной ресурс его компании — программисты, которые при разработке создают проектную документацию и ею обмениваются. Для систематизации работы, а также отслеживания хода проектов и задач сначала стали использовать систему Basecamp, а потом частично перешли на более сложную Acunote, которая лучше подходит для управления процессами внутри компании (расходы около $50 в месяц). Для управления внутренними документами используется система Confluence. Вместо покупки дорогостоящих серверов можно арендовать мощности у хостинг-сервиса Amazon Elastic Cloud. Это повышает и надежность всей системы, что особенно важно — ведь крупные корпоративные пользователи AlterGeo (например, «Яндекс») предъявляют к надежности очень высокие требования. Сервис Amazon позволяет в течение короткого времени увеличить необходимые ресурсы, затраты не превышают $2000 в месяц, и при этом не надо покупать оборудование и управлять сложной инфраструктурой. Для самой настройки интернет-сервисов все-таки нужен один администратор, но это тоже внештатный сотрудник.
Вторая компания — туристическая фирма TripCafe — предлагает свои услуги только в социальных сетях. Гендиректор Маргарита Пшинник говорит, что бизнес базируется на умении презентовать туристический продукт так, чтобы клиент мог выбирать только нужное. Всего в компании шесть человек, тогда как в самом офисе работают два менеджера, поэтому нужна единая платформа в интернете. У Маргариты уже был опыт работы с интернет-сервисом «Мегаплан», который помогает организовать работу сотрудников, а также позволяет хранить контактные данные клиентов и электронные копии договоров. При создании собственной компании сработала привычка — сразу решили использовать продукт «Проект-менеджер» от «Мегаплана», и теперь при повторном обращении клиента любой из менеджеров легко может использовать личные данные для быстрого оформления заказа. Сотрудники планируют здесь свой рабочий день и согласовывают время отпуска, а еще система используется для маркетинга, рекламы и для развития компании. Например, в ней заведены специальные проекты для управления группой «В Контакте», ленты в ЖЖ и Twitter, а также есть задачи по поиску новых сотрудников. В «Мегаплане» происходит утверждение бюджетов и перспективное планирование работы. Шесть рабочих лицензий системы стоят менее $50 в месяц.
Бухгалтерский сервис «Эльба» и вовсе пока бесплатен для компании, работа с ним началась недавно. Первая отчетность в системе появится за третий квартал, поэтому сейчас надо вносить учетные данные. Использование «электронного бухгалтера» — инициатива Маргариты, а работой с системой занимается штатный сотрудник. Для человека, много лет проработавшего в популярной системе «1С», переобучение и изменение привычек занимает определенное время.
Стартап AvisoSMS — это сервис SMS-уведомлений и агрегации микроплатежей. Сервис используют компании, чтобы делать рассылки для клиентов, например с информацией о скидках, а рекламные агентства могут с его помощью арендовать короткие номера для проведения акций. Сервис принадлежит ИКА ГРУПП, которая занимается созданием бизнеса на заказ или для последующей продажи, если владельцы самостоятельно находят стоящую идею с коммерческим потенциалом. По словам генерального директора группы Никиты Ильина, срок запуска проекта критичен в таких условиях. После регистрации юридического лица с упрощенной системой налогообложения надо было формировать бухгалтерскую отчетность, и поначалу этим занимался директор. Бухгалтерские программы Никита имел возможность изучить ранее и для решения рутинных задач предпочел интернет-сервис «Мое дело». К тому же ИКА ГРУПП удалось договориться о выгодном партнерском тарифе на обслуживание, и затраты на ведение бухгалтерии теперь сведены к минимуму.
Во время тестирования пилотной версии AvisoSMS в июле 2009 года каждый из создателей сервиса был занят на основной работе, а развитием проекта занимался в свободное время. Обмен рабочими файлами по почте был неэффективным: разные компьютеры дома и на работе, ноутбук в поездках. Решили использовать для редактирования и хранения документов всем известный Google Docs — он оказался самым удобным. В ИКА ГРУПП работает три человека, а на проекте AvisoSMS задействованы семеро сотрудников в Москве, Калининграде и Санкт-Петербурге — это еще одна причина, по которой удобно пользоваться интернет-сервисом для обмена документами. В месяц на все веб-приложения компания тратит не более $200 и довольна прежде всего удобством работы и возможностью быстрой организации операционной деятельности. Имея опыт запуска нового бизнеса, владельцы группы признают, что для AvisoSMS путь от идеи к стабильной работе юрлица удалось проделать значительно быстрее, чем обычно — это заняло менее трех месяцев.