Бизнес-идея, витавшая в воздухе: как сделать деньги на силе притяжения
Хотя Лев Кассиль еще не открыл свою акробатическую школу, он уже продал генеральное спонсорство сотовому оператору Yota. На его деньги на Лужнецкой набережной в Москве построен тренировочно-цирковой комплекс. Общая сумма затрат на проект «Трапеция Yota – школа и шоу» – около 40 млн рублей.
«Одно занятие – это как 50 отжиманий от пола или 30 подтягиваний», – замечает Кассиль. Кладет руку на перекладину трапеции, отталкивается ногой от площадки и летит над страховочной сеткой, натянутой между мачтами десятиметровой высоты. 28-летний предприниматель впервые познакомился с воздушной акробатикой, когда на каникулах побывал во Флориде – в отеле был тренировочный комплекс для любителей. Закончив РЭУ им.Плеханова, поработав по найму в коммуникационных агентствах и открыв собственное, он проводил отпуска в отелях сети Club Med, предоставлявших массу спортивный развлечений. Больше всего, рассказывает Лев, ему нравились полеты на трапециях. Но за две недели отпуска он только входил во вкус, а в Москве площадок с оборудованием не было. Точнее, работала лишь «Студия Dance and Circus Project» со статичной трапецией в зале на Таганке.
«В Европе и США школы воздушной гимнастики для любителей – привычное дело, люди ходят прыгать на батутах, летать на трапеции по вечерам после работы или вместе с детьми, в дополнение к традиционными занятиям спортом, – говорит Кассиль. – Например, Reebok и Cirque Du Soleil запустили тренировки Jukari Fit to Fly». Два года он не решался открыть новый бизнес, обдумывая, как адаптировать идею для российского рынка. Кассиль решил совместить обучение и зрелище. Ученики после нескольких месяцев занятий с педагогами должны поставить театрализованное шоу. Проект, таким образом, как бы приоткрывал кулисы цирка, недоступные для городских жителей.
Кассиль потратил около 300 000 рублей на подготовку – выбор локации, оценку целевой аудитории, создание логотипа, регистрацию товарного знака.
Его собственных средств хватало на оборудование школы в спортивном центре с высокими потолками. Но он понимал, что нужен комплекс на свежем воздухе – это даст больше впечатлений ученикам и заинтересует прохожих, которые, возможно, тоже захотят попробовать «закидки», «вертушки», «обрывы».
Для строительства такого комплекса требовалась внушительная сумма. Основную часть расходов мог бы взять на себя спонсор, заинтересованный в продвижении своего бренда. «Мне было не впервой стучаться в закрытые двери», – замечает Кассиль. Когда в августе 2012 года Мария Шарапова представила свой кондитерский бренд Sugarpova, он отправил письмо-предложение на общую электронную почту компании. И смог договориться с агентом Шараповой Максом Айзенбадом о поставках жевательных конфет в «Азбуку Вкуса», «METRO Сash&Сarry» и «Магнит». Кассиль говорит, что несмотря на громкое имя, попасть на полки сетей было непросто. За первый год объем продаж составил €500 000. Кассиль передал контракты с торговыми сетями крупному дистрибьютору, а сам остался главой российского представительства Sugarpova. После он работал директором по маркетингу Yota Devices и возглавлял продвижение YotaPhone. Когда все презентации первого российского смартфона остались позади, Кассиль ушел из Yota Devices, чтобы сосредоточиться на акробатическом проекте.
В список потенциальных спонсоров он включил сотового оператора Yota. Предприниматель уверяет: у него не было связей, которыми можно воспользоваться. Yota Devices (принадлежит «Ростехнологиям» и холдингу REX Global Entertainment) в 2011 году выделена из компании «Скартел», запустившей Yota. У «Ростехнологий» была доля в «Скартел», но с сентября 2015 года оператор Yota полностью принадлежит «Мегафону».
Кассиль предположил, что тема акробатики созвучна идеологии бренда Yota, логотип которого - человечек, стоящий на руках. Он встречался с представителями авиаперевозчиков и FMCG-компаний, но Yota быстрее других пошла навстречу. «Лев прислал предложение в наш департамент маркетинга, нам понравился нестандартный подход к спонсорству, — рассказывает Владимир Добрынин, операционный директор Yota. — Трапеция – это ни что иное как инновация в отдыхе и в спорте. Аудитория школы полностью соответствует аудитории Yota – прогрессивные молодые люди, которые стремятся пробовать новое и проверяют все самые необычные идеи на собственном опыте».
28 млн рублей ушло на оборудование площадки на Лужнецкой набережной, около 4 млн рублей — на формирование тренерской команды и столько же – на маркетинг.
15 инструкторов школы прошли обучение в Израиле, а контролировать их работу все предстоящее лето будет Итмар Эльзир, возглавлявший цирковое направление в Club Med и открывший свою цирковую школу в Нагарии. Yota вместе с Кассилем формировала план мероприятий сезона и продумывала механику участия в тренировках как знаменитостей, так и посетителей Лужников, и даже детей из детских домов. Предприниматель надеется, что если лето будет солнечным, через школу пройдет до 12 000 учеников и в сентябре проект выйдет на окупаемость. Больше половины доходов принесет продажа разовых посещений и абонементов. Кассиль планирует к тому же привлечь новых спонсоров — контракты уже заключены с Puma и Club Med, и сдавать площадку под корпоративные мероприятия.
«Воздушная гимнастика для любителей – новое направление для России. Полетов с «Трапеция Yota» ждут не только начинающие гимнасты, но и широкая аудитория, ориентированная на активный образ жизни», — комментирует Мария Жукова, сооснователь Dance and Circus Project. Занятия по воздушной акробатике приносят ей до 70% выручки, и вместе с Кассилем и Yota Жукова планирует провести летом фестиваль воздушной гимнастики. А Лев Кассиль в октябре намерен открыть в Москве школу. В следующем году, возможно – на Красной Поляне в Сочи. В целом же он хочет создать сеть из 15 школ в России и за границей: Шанхай, затем Гонконг и Пекин. К проекту может быть высокий интерес в Китае, где сильны традиции циркового искусства, полагает Владимир Ощепков, советник посольства России в Китае.
Лев Кассиль прикидывает: сеть потребует около $10 млн инвестиций. Где он возьмет такие деньги? Предприниматель точно не знает, он намерен действовать пошагово. К фондам обращаться бессмысленно, пока не заработает первая площадка. «Спрос на активный отдых и спорт в парках и на открытых площадках растет, - уверен Кассиль. - Батутные центры, скалодромы, веревочные парки набирают аудиторию. Раз уж у меня такое необычное увлечение, почему бы не поймать волну и сделать из него бизнес?».