Человек по своей сути боится начинать дело, не имея уверенности, что уже через месяц у него все получится. Однако, перестраховщикам в бизнесе не место. Лучше идти в менеджеры по продажам. Но это лишь одна из крайностей. Вторую мы разберем на примере религии: значительное число «верующих», пока белая полоса, даже не вспоминает о своей вере. Однако, как только их настигают проблемы, они спешат просить чуда. Это я к чему? Если вы будете лишь наслаждаться гениальностью вашей идеи, то первая же серьезная неудача выбьет вас из колеи, и никто не сможет спасти ваш бизнес с помощью волшебства и магии. Духовная сила любого бизнесмена в простом правиле: всегда держать в голове возможность провала. Но эта мысль должна мотивировать — к развитию, к качественной работе, к готовности решать возникающие проблемы.
Опыт успешных проектов по всему миру доказывает, что работать в одиночку, без команды, глупо и бессмысленно. На одной из самых первых встреч с моими инвесторами, когда я судорожно рассказывал, на сколько крут проект onBuy, мне сказали фразу, которую тогда я не осознал в полной мере: «Это все хорошо, но нас интересуют люди. Мы инвестируем в людей». Тогда в меня поверили, и я начал жить идеей, отдаваться ей полностью. Я понял, что не могу потерять уважение и доверие каждого, кто пошел со мной. Ведь мы не в школе, где страх получить двойку шел от нежелания огорчить родителей, бабушек, учителей. Сейчас мы делаем все ради себя, ради своего имени и личного бренда.
Когда пришло время расширять штат, я наконец осознал ценность людей рядом со мной. Действительно сложной задачей оказалось подбить сильную команду. Конечно, и сейчас со мной работают люди, которые были с самого начала проекта. Их немного, но они мои. Некоторые приняли решение уйти. Возможно, осознав свою некомпетентность или же просто не влившись в неформальный «формат», который мы поддерживаем в своей команде.
Держать людей силой или премиями – работать в убыток себе и своему проекту.
Я уже не смогу вспомнить, где прочел: «Идеальная команда – это, когда ты всех можешь накормить двумя пиццами». Так вот, у меня идеальная команда. Но мы всегда готовы принять в нашу семью новых людей со свежими идеями, которые не боятся менять мир.
Еще одно переворачивающее событие в нашей жизни помогло приобрести нам невероятно ценных людей. Несколько лет подряд я очень хотел поучаствовать в конкурсе стартапов Forbes. Но к тому времени, когда я создал, по моему мнению, реально стоящий проект, я совсем забыл об ивенте. Я увидел пост в ленте о регистрации проектов в последние дни, отведенные для подачи заявок. За пару дней и ночей в режиме нон-стоп мы сделали презентацию и видео
Наш проект, который впоследствие стал полноценным сервисом, был создан для решения проблемы, с которой сталкиваются многие.
Мы не хотели заниматься очередным бесполезным бизнесом, который может выйти в хиты на неделю, а после забыться, как устаревший интернет-мем.
Нам нужно было построить стоящую структуру. И создали сервис доставки абсолютно любых товаров, позволяющий покупателям полностью освободиться от траты времени на походы в магазины. Обученные профессиональные шопперы становятся руками и зорким взором любого желающего. А мы – соединяющим звеном между клиентами и курьерами-шопперами.
Увидев наш проект в списке полуфиналистов, я особо не понимал, что теперь делать, что будет дальше. Лишь спустя пару часов меня переполнило решительностью вместе с уверенной мыслью: «Теперь, Максим, тебе и твоим людям предстоит огромная работа».
Признаться, я надеялся, что моим ментором станет cооснователь Qiwi или Wikimart . Мы всегда теряемся, когда происходит не то, чего мы ожидали. Но лекарства от неверного шага просты: никакой паники и отрицательного настроя. На первую встречу с нашим ментором Леонидом Меламедом (президент АФК "Система" в 2008-2011 годах; основатель компании «Тим Драйв», а также член совета директоров компаний «НоваМедика», «РоснаноМедИнвест», «РМИ Партнерс» и «Доктор рядом»; — Forbes) я пришел готовым ко всему новому, открытый для знакомства. B оказалось, что вышло даже лучше, чем я ожидал. Леонид оказался человеком, от которого я почерпну столько, сколько не смог бы взять ни от кого. В день знакомства Леонид привел на встречу своего товарища Гаррета Джонстона, экс-директора по стратегическому маркетингу в МТС. Эти люди буквально за один час поменяли мое представление о том, как нужно делать бизнес.
Вторая встреча, состоявшаяся совсем недавно, проходила в более дружественной и расслабленной обстановке. Мы говорили о многом, работали целый день. Эти разговоры помогли мне чувствовать себя комфортнее. Я получил массу полезных советов и актуальной помощи. Как итог, выделили несколько приоритетных на сегодняшний день направлений работы:
1. Первая рекламная кампания, небольшая, но бьющая именно по нашей целевой аудитории, стала пробным шаром. Однако, стоит заметить, что результат воодушевил — за пару недель мы увеличили количество пользователей в два раза;
2. Мы вплотную взялись за совершенствование системы обучения и максимально тщательного отбора наших шопперов. Ведь со стороны клиентов дружелюбие и качество обслуживания представляют именно они;
3. Приходится доводить до ума и "заказа в два клика" сам сайт on-buy.com. Более подробная информация, широкий выбор продуктов, интуитивность расположения блоков — ключевые факторы, которые мы хотим вывести на высший уровень;
4. Такой народный сервис, как наш, не может обойтись без особых акций в любимые праздники страны. На кону Нового года мы решили привлечь новых пользователей с помощью необычных розыгрышей в социальных сетях;
5. Система оплаты и заказа также улучшается, становится разнообразней. На данный момент мы уже ввели безналичную оплату по картам, которые можно привязать к сервису, что позводит совершать покупки быстрее. Помимо этого, мы работаем над возможностью заказа по телефону с помощью оператора-консультанта;
6. Еще одно приоритетное направление для развития нашего бизнеса — сфера b2b. Первую попытку выхода на данный рынок мы планировали на весну 2016 года. Но ментор настолько вдохновил нас на работу по привлечению торговых сетей для сотрудничества, что мы решили не откладывать проект в дальний ящик. И уже готовим под его строгим руководством презентацию для одного из крупнейших ритейлов. В конце месяца планируем презентовать наше предложение торговой сети, а в более долгосрочной перспективе — подключить небольшие оффлайновые магазины.
Предновогодняя оживленность всегда отражается на бизнесе, как и любой праздник или массовое событие в городе или стране. Именно поэтому успешному бизнесмену следует быть в курсе тенденций и уметь использовать информационный повод на благо своему проекту. Надеемся, что в следующем году у нас будет намного больше положительных событий для интересных акций. Что точно должно привести к росту числа новых покупателей.
Подробнее о проекте читайте здесь.