Полтора года назад мы с двоюродным братом стояли на остановке. В пакетиках-маечках у нас было 1,5 млн рублей. Мы их взяли не у дяди инвестора. Это были свои, кредитные, заёмные деньги, которые мы собирались вложить в выстраивание производства игрушек из дерева. На старте мы подсчитали, что этих денег должно хватить с избытком. Однако я понимал, что первый бизнес-план всегда ошибочен. Поэтому решил использовать деньги максимально эффективно. В результате мы убедились, что отсутствие инвестора на старте заставляет качественнее прорабатывать каждый шаг, искать и находить, подчас, не самые очевидные решения.
Логотип за копейки
Некоторые стартаперы мечтают заказать логотип у Артемия Лебедева. Имея на старте инвесторские деньги, люди легко идут на подобные траты. Нам требовалось хорошо и дешево. Помог новосибирский дизайнер Женя Федоров, позволивший покопаться в отходах своего производства. Когда дизайнеру заказывают логотип, обычно делается как минимум 2-3 варианта, а потом компания выбирает только один. Остальные «пылятся» в архиве. Какой заказчик станет покупать сделанный не под него вариант? Гордость в бизнесе неуместна, посчитали мы и откопали вариант, который нас полностью устроил. Сторговались на небольшую доводку за 3500 рублей.
Станок: китайцы против европейцев и американцев
Станки – сердце производства. Тут все очевидно. Не очевидно другое – какой станок брать. Технология предполагала, что мы должны выжигать игрушки при помощи лазера. У прибора есть свои особенности, например, он не должен перегреваться. Американские и европейские станки работают долго и стабильно, но неподъемны по цене. Китайские - в 3-5 раз дешевле. Мы решили рискнуть. Изучили форумы, допросили специалистов и остановились на китайском станке. Он обошелся нам в $10 000.
«Бесплатные» эскизы
Первые эскизы замка я попросил нарисовать своего товарища, который согласился выполнить работу всего за 20 000 рублей. Когда потребовалась следующая порция эскизов, мы пригласили художника Алексея Мохова, который увлекся идеей проекта и согласился на отсроченное вознаграждение. В течение полугода он снабжал нас набросками, из которых я выбирал подходящие. Так родился наш второй продукт – «Сибирский острог».
Место под производство
Несколько лет назад, еще в прошлом бизнесе к нам решил присоединиться инвестор. Он совершил небольшую инвестицию и посчитал, что должен решать куда пойдет часть денег. В итоге половина вложенных им средств была потрачена на аренду офиса в центре Новосибирска и покупку очень дорогой мебели - каждый сотрудник получил прекрасное кожаное кресло. Но вскоре бизнес переехал в Москву (там оказалось больше клиентов), инвестор переезжать не захотел, и с ним пришлось расстаться. Дорогая мебель была распродана за копейки.
С тех пор я скептически отношусь к дорогим офисам. Мы выбирали место для себя по принципу «много и дешево», в итоге нашли помещение в аренду за 185 рублей с квадратного метра в месяц - самое дешевое предложение на рынке в то время.
Деньги должны работать
Я понимал, что 1,5 млн рублей сразу в производство вкладывать не надо, и отправил ненужную в первые три месяца часть денег в работу. Совершил несколько коротких и пару длинных инвестиций в принадлежащую мне вместе с партнерами компанию Myrmic. На коротких я заработал немного – 125 тысяч рублей c вложенных 300 000 рублей за три месяца. Длинные постепенно возвращаются, создавая небольшой, но стабильный поток. Кроме того, с января 2014 года я начал переводить имевшиеся средства в $ и €, отыграв немного на скачке курсов валют.
Делать всё самим?
На старте мы все отрабатывали сами: стояли у станка, чертили первые прототипы, вырезали, собирали, практически вручную разработали сайт и скомпоновали фотографии. Начали налаживать продажи и, получив входящий поток заказов, поняли, что для масштабирования бизнеса нам нужны дополнительные знания и пришло время искать сильных и опытных партнеров. Интерес к нашему проекту проявил бывший директор по развитию бизнеса Yota Devices Алексей Лапиров (мы знакомы по проекту Myrmic). Сейчас мы ведем с ним переговоры о совместном создании дистрибутора нашей продукции.
Почему сейчас мы говорим с инвесторами
Имея внешние инвестиции на старте, мы рисковали бы попасть в ловушку. Получить очередной транш можно только достигнув определенных результатов. И в какой-то момент в заявленные сроки мы не показали бы нужный результат. Тогда пришлось бы закрыть проект и списать убытки. Но самое главное - сложно бы было сосредоточиться на поэтапном создании компании.
Работая самостоятельно, мы много раз оказывались в ситуации, когда ресурсы заканчивались и все логические выводы говорили, что пора закругляться. Решение зависело только от нас, и каждый раз мы находили выход. Сейчас у нас налажено производство. Мы создали две линейки продукции – «Замки и крепости» и «Остроги». У нас есть потребители - розничные клиенты интернет-магазина, и партнёры – магазины и развивающие центры, в которых продаются или используются наши наборы.
Не так давно мы начали общаться с инвесторами, поскольку на первый план вышли вопросы качества продукции и скорости роста компании. Сначала искали через знакомых, сейчас пишем в LinkedIn. Мы провели около десяти встреч и поняли, что готовы продать 20% бизнеса приблизительно за $100 000. Теперь инвестирование - вопрос времени и переговоров. Но самое главное, что мы от них не зависим: компания растет и развивается самостоятельно.