К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Вы называете это блефом, я говорю о лидерстве»

фото Мария Бакина / media.ifmo.ru
фото Мария Бакина / media.ifmo.ru
Десять советов основателям стартапов от серийного предпринимателя, создавшего 27 компаний

Американский предприниматель Боб Дорф запустил 27 стартапов, из них семь вывел на IPO, а шесть закрыл - провалились. Вместе со Стивом Бланком, запустившем около десятка компаний в области информационных технологий и индустрии развлечений в Кремниевой долине, написал книгу «Стартап. Настольная книга основателей». В марте он посетил Россию и провел лекцию для студентов Института точной механики и оптики в Санкт-Петербурге. Вот его советы российским стартапам.

Смиритесь

Надо понимать, что стартап — это не алгоритм, не бывает стопроцентно успешного рецепта. И наша собственная книга не является панацеей,  это всего лишь описание 500 глупых ошибок на 608 страницах. Процесс создания стартапа таит много ловушек и главная задача основателя — научиться их обходить. 96-98% всех стартапов проваливаются, с этим надо смириться.

Примерьте на себя жизнь стартапера

Прежде чем запускать собственный стартап, попробуйте устроиться на работу в чужой. Посмотрите на этих людей, на то, чем и как они живут, как работают. Проникнетесь этой атмосферой. Попробуйте встречаться со своей девушкой раз в две недели. Только так вы сможете понять, подходит ли вам эта жизнь или нет.

 

Соберите команду

В команде стартапа обязательно должны присутствовать три ключевых фигуры — программист/хакер, бизнесмен и творец. Хакер — это разработчик, человек, который создает продукт, бизнесмен — тот, кто общается с клиентами и изучает рынок, человек, который должен рассказать хакеру, какой продукт ждут на рынке. И творец, который должен посмотреть на готовый продукт и подсказать, как сделать его более красивым и приятным.

Считайте довольных клиентов

Стартап должен обладать тремя качествами, а именно, быть повторяемым, масштабируемым и рентабельным. Под рентабельностью стоит понимать доход, которого хватит вашим детям на учебу в университете. Без соблюдения этих трех пунктов стартап не сможет стать бизнесом. При этом совершенно необязательно вкладывать миллионы в запуск бизнеса, собственной кредитной карты будет вполне достаточно. Первое время может быть довольно непросто, и прибыль придет не сразу, поэтому сначала успех можно измерять довольными клиентами.

 

Расставляйте приоритеты

Стартапер должен думать не о богатстве, а о свободе, которую он получит, занимаясь делом, которое ему нравится, к которому у него самая настоящая страсть. А если главная цель — это деньги, лучше сразу идти работать в «Газпром».

Забудьте про бизнес-план

Многие начинают стартап с бизнес-плана, и это — большая ошибка. Во-первых, потому что все равно никогда бизнес в реальности не будет развиваться по придуманному плану. Самое правдивое в этой истории — это биография создателя и описание конкурентов. Во-вторых, клиенты все равно этот план не увидят. Вместо того чтобы тратить несколько месяцев на составление бизнес-плана, лучше создать хорошо продуманную бизнес-модель, которая вполне сможет уместиться на одном листе формата А4. Не пытайтесь поразить инвесторов мифическими цифрами ваших будущих продаж, вы должны заставить их хотеть обладать тем продуктом, который вы придумали.

Идите в люди

Надо четко понимать, кто ваши клиенты, что им нужно и чем ваш продукт будет им полезен. Поэтому не стоит закрываться в своем офисе, надо постоянно общаться с клиентами и искать новые возможности для продаж. Сегодня не принято тратить много денег на рекламу, клиенты и есть лучшая реклама. Если бизнес приносит реальную пользу, он не нуждается в большой рекламной кампании.

 

Ничего не бойтесь

Важно не бояться, страх сильно мешает работе. Как-то у нас в компании случились проблемы, не было денег, оставалось 20 дней до зарплаты. О трудностях знали только я и мой бухгалтер, но мы каждый день приходили в офис, улыбались, вдохновляли сотрудников на хорошую работу. Люди заражались нашей уверенностью. Если бы мы рассказали им о том, что происходит, они бы ушли. А так довольно быстро мы получили несколько небольших заказов и смогли расплатиться с сотрудниками. Вы называете это блефом, я говорю о лидерстве.

Получайте удовольствие

Не каждый способен быть предпринимателем. Предприниматель — это, в первую очередь, человек, который хочет изменить мир к лучшему, совершить переворот. Такой человек каждое утро просыпается с желанием работать, а не зарабатывать. Из стремления к богатству успешного бизнеса не получится. Если ваш бизнес не приносит вам удовольствия, найдите нормальную работу. Но если вы горите желанием сделать что-то полезное, если вы страстно относитесь к своей работе и любите свой продукт, стройте свой бизнес, пробуйте снова и снова, наслаждайтесь, и у вас все получится.

Пользуйтесь чужим опытом

В интернете масса полезной информации. Я, например, могу рекомендовать для начинающих стартаперов следующие ресурсы: Steveblank.com, Kauffman.org и S.co. Дерзайте!

Записала Ирина Кружилина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+