Школа молодого миллиардера: вся правда о жизненном цикле стартапов
Для описания положения дел в проекте Le2b.ru необходимо кратко описать наше понимание сути стартапа, как такового. На мой взгляд, жизненный цикл любого стартапа состоит из четырех этапов:
1. Лампочка — есть классная идея, вроде виден рынок на горизонте, и ужасно хочется перевернуть этим проектом мир и купить дом напротив Цукерберга. Цвет преобладающих эмоций можно смело описать как розовый.
2. Прототип — супер-идея преображается во что-то материальное — будь то программа, правильно считающая количество удоев, или мобильное приложение для пересылки всего на свете.
Всю сложность возникающих проблем стартапа можно свести к двум парадигмам: не хватает времени и денег. Особенно денег. Многие стартаперы на этом этапе вянут и задвигают проект на полку/под кровать/в дальний угол.
3. Правда — прототип впервые увидел клиент и, судя по красному от возросшего давления при попытке воспользоваться программой лицу, до успеха WhatsApp еще далеко. И тут возникает вилка: либо драться за продукт, релиз за релизом приближаясь к совершенству, либо разойтись по домам, поняв, что успех переменчив, а родная PS4 всегда под рукой.
Команда
Антон Гаранин, инвестор, директор по развитию. Курирует продажи и маркетинг. Имеет 10-летний опыт управления продажами на рынке B2B.
Владислав Пятикоп, директор. Отвечает за создание сервисов проекта. Более 5 лет занимается интернет-продвижением и программированием.
4. Взлет — преодолев сложности предыдущих этапов и доработав продукт, компания понимает, что программа нужна чуть большему числу людей, чем твоя группа «ВКонтакте». И решает действовать. Понятен клиент, примерно понятно, за что он заплатит и сколько — есть бизнес-модель. Осталось масштабировать и бешено косить рынок в надежде, что конкуренты выведут клон чуть позднее, чем завтра после обеда. Преобладающие эмоции — 2 кубика адреналина.
Проект le2b.ru находится в самом начале 4-й стадии. В момент, когда была подана заявка на конкурс стартапов Forbes «Школа молодого миллиардера», проектом занимались пара разработчиков и дизайнер. Узкий круг клиентов генерировал выручку чуть более 0,5 млн. рублей, и все амбициозное будущее проекта умещалось в стандартном отчете R&D отдела на листе бумаги.
Однако новость о включении в число участников все изменила. За последние два месяца команда проекта выросла до 14 человек. Разработчики, дизайнеры, аналитик и даже PR специалист творят в среднем по 10 часов 6 дней в неделю — да простит меня Трудовой Кодекс.
Закончена разработка бета-версии сервиса и полным ходом идет доработка в соответствии с замечаниями клиентов. Да, да, мы уже 2 недели как в полях, и клиенты любезно делятся мнениями по улучшению продукта. Мы готовимся к активным продажам — численность отдела продаж составит 8 человек до конца апреля, формируется группа интернет-продвижения.
Но самое главное — это позитив от клиентов, он и раньше заставлял бежать быстрее, а теперь — лишнее время на сон — излишняя роскошь. Хотя мы все те же люди, желающие перевернуть мир.