К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему лучше работать в стартапе, чем делать карьеру в инвестбанке

Почему лучше работать в стартапе, чем делать карьеру в инвестбанке
Карьерный рост, корпоративная культура, долгосрочные перспективы и другие возможности интернет-проектов в сравнении с финансовым бизнесом

Автор проработал более 10 лет в корпоративных финансах (M&A, IPO, долговое финансирование) PwC, J.P. Morgan, Barclays в Лондоне и Москве, в настоящее время — вице-президент по развитию Eruditor Group (компания развивает интернет-сервисы «ИнфоДоктор», «МастерДел» и др.).

Для многих выпускников или даже студентов одним из наиболее важных решений в жизни является выбор первого работодателя. Я делал этот выбор более 10 лет назад в начале 2000-х в совсем другой стране (теперь уже точно можно так сказать). Сегодня выбор намного больше. Именно поэтому я решил поделиться опытом и надеюсь, что кому-то это поможет определиться с вектором своего профессионального развития.

Сравнивать финансовый сектор и сектор высоких технологий я компетентен по двум причинам:

 

— во-первых, я работал и работаю в каждом из них;

— во-вторых, считаю эти сектора одними из наиболее интересных и перспективных для молодых специалистов.

 

Итак, первый и самый очевидный фактор для сравнения:

Деньги

Финансовый сектор по-прежнему предлагает очень конкурентные зарплаты, особенно для начинающих позиций. Если повезло и получилось попасть в международный банк или консалтинговую компанию, то перспективы дальнейшего роста зарплаты очень и очень привлекательные. Я практически удваивал свой доход каждый год на протяжении 6 лет до финансового кризиса в 2008 году. В течение нескольких лет после кризиса доходы также существенно выросли, но на фоне затянувшегося мирового кризиса уровень зарплат в инвестиционных банках середины 2000-х сейчас выглядит сказочным.

В компаниях нефинансового сектора развитие карьеры идёт немного по-другому. Я уверен, что целеустремленный и смышленый человек способен достичь успеха где угодно, но все же в подавляющем большинстве случаев первые 3-5 (а может, даже и больше) лет, тяжело дорасти до высокой и хорошо оплачиваемой позиции.

 

Что же происходит в IТ-секторе сейчас? Молодые программисты и СТО получают зарплату, вполне сопоставимую с инвестбанковской, но если учесть возможные опционы и потенциал быстрого роста стоимости компании, то upside получается значительно выше. Правда, при этом выше и риск, если компания не добьется успеха.

Опыт и возможности карьерного роста

Возможность учиться, получать разнообразный опыт и расти в профессиональном плане на начальном этапе является даже более важным фактором, чем зарплата. Во многих финансовых компаниях как в армии — автоматический рост в течение первых 8-10 лет службы. Это безумно мотивирует, так как ты находишься в бесконечной погоне за морковкой, которая растет из года в год.

Повторюсь, что в нефинансовом секторе также возможен стабильный рост и прогресс, но все же в большинстве случаев правила роста не прописаны четко и успех зависит от большего количества случайных факторов.

В технологическом стартапе проблема роста решается автоматически, так как компания растет с нуля и часто такими темпами, что остальным отраслям приходится только завидовать. По мере увеличения бизнеса у каждого сотрудника, от СЕО до помощника программиста, круг задач стремительно расширяется. Здесь возможности личностного роста почти безграничны и нужно только уметь держать такой темп.

Бренд / принадлежность

Безусловно, наличие «длинного» опыта (более трех лет на каждом месте работы) в одной или нескольких международных компаниях большинством работодателей воспринимается очень позитивно — в моем случае всегда так и было.

 

В современном мире работа в различных сферах, летние практики, короткие стажировки в нескольких отделах внутри компании начинают цениться ничуть не меньше. Это позволяет молодому специалисту понять, какая работа нравится больше, и найти свое призвание.

В какой-то степени мне повезло: я быстро понял, что мне интересно, и это оказалось очень доходным делом, но очень часто я думал, а что если может быть еще интереснее? И только несколько месяцев назад, после перехода в интернет-компанию я понял, что да, может быть!

Окончательно все мои сомнения по поводу важности брендов были развеяны историей из Кремниевой долины, которую я услышал на одной из конференций. В барах Лос-Анджелеса когда парень знакомится с девушкой, то первый вопрос, который она задает, это не «где ты работаешь», а «какой у тебя стартап». Нет стартапа — нет любви.

Люди и корпоративная культура

Это фактор, одинаково важный в финансах, интернете и других отраслях, так как влияет на все: карьерный и профессиональный рост, доходы, личное развитие.

 

Считается, что из-за очень высокой конкуренции в крупнейшие инвестиционные банки попадают лучшие из лучших. По большому счету это действительно так, но только для начальных позиций. Для более высоких позиций много людей приходит из MBA, других, менее качественных банков и смежных отраслей.

К сожалению, суровая правда такова, что большие деньги в банках привлекают не только талант, но и большие амбиции. А на высоких позициях не всегда больше всего ценятся личные и профессиональные качества, а политические расклады, связи (шмузинг), жесткое отношение к младшим сотрудникам и т. д.

Нельзя утверждать, что в стартапах все белые и пушистые, но точно можно сказать, что стартап не будет успешным без суперпрофессиональной команды (в маркетинге, программировании, бизнесе, управлении) — взаимодействие и достижение успеха в такой команде на всех уровнях основаны на совсем других принципах.

Долгосрочные перспективы

Электронная почта в России в широком кругу пользователей (не берем BBS и ФИДОнет) появилась, когда я только поступил в университет в конце 1990-х. Тогда компании, предоставляющие мобильную связь и доступ в интернет, начинали расти очень быстрыми темпами. Финансовый сектор до 1998 года также развивался очень быстро, но был абсолютно диким и имел мало общего с цивилизованными рынками.

 

В середине 2000-х я работал на сделке с Mail.ru и был удивлен крайне маленьким размером этой, наверное второй по размеру, интернет-компании тогда. На фоне других сделок в нефтегазовом и даже ритейл-секторе она казалось мизерной. Тогда больше всего денег там зарабатывали менеджеры по рекламе.

Сейчас уже не нужно иметь большого опыта, чтобы понять достаточно очевидные вещи: крайне маловероятно, что финансовый, нефтегазовый или любой другой крупный сектор российской экономики сможет вырасти хотя бы в 2 раза в следующие 3-5 лет. А то, что технологии и интернет меняют повседневную жизнь (iPad появился только 3 года назад, а уже продается лучше многих ноутбуков), делают ее быстрее и эффективнее — неоспоримый факт.

Я уверен, что даже при снижении цен на энергоносители и наличии других неблагоприятных факторов (коррупция, отсутствие политической конкуренции, ограничение демократических свобод) перспективы роста интернет–бизнеса (или других высокотехнологичных бизнесов) в России в разы выше, чем в других отраслях. Кроме того, это чуть ли не единственный сектор, где вы можете внести личный вклад в будущее и повлиять на глобальные вещи.

Заключение

Не буду спорить, что на начальном этапе можно набираться опыта и искать себя в различных отраслях, но, на мой взгляд, лучше не тянуть и стараться брать на себя больше рисков именно в молодости, пока есть энергия, вера в успех, максимализм, мечты и нет обязательств (машина в кредит, ипотека, семья, дети и т. п.). Зачастую это с лихвой компенсирует отсутствие опыта.

 

Выбор за читателем — хочет ли он быть частью будущего или пойти по стабильному, менее рискованному пути с большими шансами стать частью офисного планктона.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+