К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Домашний очаг: в чем секрет успешных семейных отелей

Домашний очаг: в чем секрет успешных семейных отелей
Семейный мини-отель представляется легким и приятным бизнесом. Каково это на самом деле — управлять им в российских условиях, рассказали наши герои в Санкт-Петербурге, Москве и Коломне

Alexander House Boutique Hotel, Санкт-Петербург

В 2007 году в небольшой отель Санкт-Петербурга внезапно нагрянула международная инспекция из Лондона. Аудиторы поселились инкогнито и принялись внимательно подмечать детали: приветлив ли персонал, через сколько секунд подходят к телефону, свежие ли круассаны,  мягкие ли полотенца.

Отель проверяла «на вшивость» ассоциация Small Luxury Hotels of the World. Штаб-квартира ее находится в Лондоне, а постоянную разведку агенты ведут во всех странах. Сперва собирают положительные отзывы туристов, потом приезжают с проверкой сами. Пишут замечания (без них не обходится), дают время «исправиться», приезжают снова. Получить членство невозможно ни по собственной инициативе, ни по блату. Через год после первой проверки питерский отель «Александр Хаус» получил статус Small Luxury Hotels of The World. Единственный в России. Подобное признание сопоставимо с мишленовской звездой для ресторанов.

 

И это не все награды: в 2011-м «Александр Хаус» вошел в тройку лучших российских отелей, по данным сайта TripAdvisor, в 2012-м победил в независимом конкурсе «Лучшие отели России» на hotels.ru, и первым в Санкт-Петербурге вошел в список Best Boutique Hotels.

«Я не гонюсь за сверхприбылью. Для меня отель как алмаз, который я постоянно шлифую», — говорит хозяин отеля Александр Жуков.  В гостиничный бизнес он пришел 10 лет назад. До этого руководил телевизионным агентством «Новые коммуникации» и информационной дирекцией «Пятого канала». Первый опыт организации «гостевого дома» он получил в сентябре 2001 года: «После теракта наша съемочная группа одной из первых высадилась в Афганистане. Песчаные бури сразу же начали выводить из строя оборудование. Я принял решение перенести штаб-квартиру бригады из палатки в ближайший сарай». Сарай-отель, он же «Жуков Хаус» — как называли штаб иностранные журналисты — был единственным в округе местом для отдыха, а Жуков внезапно из информационного продюсера превратился в гостиничного менеджера, и ему это понравилось. «Основа бизнеса — это удовольствие от того дела, в которое ты вкладываешься. Я понял, что смогу получать его, организовав нечто подобное в Петербурге».

 

Тогда Жукову и пришла идея выкупить под отель небольшой дом. «В Питере есть убитые дома, а есть совершенно убитые. Наш относился ко второй категории». Дом №27 на Крюковом канале был построен еще в 1826 году и не подвергался капитальному ремонту до 2002 года. Чтобы придать полуразрушенному зданию вид уютного особняка, Александру и его жене Наталье пришлось расселить три коммуналки и заключить 28 сделок с собственниками. На покупку дома и ремонт ушло $400 000. «Смешные деньги по нынешним временам, — вспоминает Александр. — Но в этом, наверное, и есть элемент удачи: во время расселения мы попали в самую нижнюю точку стоимости недвижимости на питерском рынке, $600 за квадрат. Каково, а?!»

В кредиты Жуков влезать не хотел, да и нужды особой не было. Экономили на чем могли: мебель, например, делали сами, из старых бревен лиственницы, которые должны были уйти в утиль. Стройку курировала жена, а Александр занимался дизайном и отделкой: придумал оформить номера в стиле городов, где ему приходилось бывать, тем более что «артефактов» накопилось много. Сейчас в «Александр Хаус» 20 номеров: «Париж», «Лондон», «Рим», «Марракеш» и др.

Александр ЖуковВ мае 2003 года были открыты первые пять номеров, и три года после открытия Жуковы жили в своем отеле. Сами были и строителями, и поварами, и уборщиками, и официантами. Хозяин мыл гостевые санузлы (чем до сих пор гордится: «Плох тот хозяин, кто этого не делал»), дочь помогала с дизайном и маркетингом, сын был экспедитором и водителем.

 

За 10 лет семья выросла: у старших детей появились свои дети, у Александра родились еще трое малышей — от второго брака. Пришлось выбирать: или отель, или «детский сад». Семья предпочла первое и съехала, уступив места постояльцам.

«Настоящие рестораны и отели должны быть семейными, — уверен Александр. — Гостеприимство — это не технология, а семейное качество». Найти таких же неравнодушных сотрудников непросто. «С кадрами беда! Менеджеров широкого профиля, юристов-экономистов много. А хорошую, честную, ответственную горничную днем с огнем не найдешь», — говорит Жуков. Сейчас в штате 20 человек. И хотя линейно все обязанности распределены между сотрудниками, Жуковы до сих пор при деле. За Александром — общее руководство, финансы, маркетинг, дизайн. Бывшая жена Наталья по-прежнему курирует технические аспекты функционирования дома и инфраструктуру, старшая дочь помогает с некоторыми дизайн-решениями, старший сын «на подхвате» на все случаи жизни.

Кто приезжает в «Александр Хаус»? В основном бизнесмены, интеллектуалы, богема. Иностранцев и «наших» — примерно пополам, в сезон белых ночей аншлаг. Стоимость номера колеблется от 6200 рублей (стандарт) до 15 300 рублей (люкс), а средняя загрузка — 70% в год. Жуков доволен: «Больше, честно говоря, и не надо. Комнатам надо периодически «отдыхать».

«Наш формат — это дом, и он никогда не будет отелем как таковым. Мне сложно назвать себя бизнесменом, у меня никогда не было бизнес-плана. Я вроде ремесленника и ценю сначала продукт, который делаю, а уж потом думаю о выручке», — признается Жуков. Доход и правда небольшой: 500 000–600 000 рублей в месяц. «На деле проще класть деньги в банк и получать тот же процент, ничего не делая. Если играть по правилам гостиничного бизнеса, я мог бы поднять рентабельность до 14–16%, но тогда мне пришлось бы убить атмосферу, а значит, и смысл своего отеля».

Стандартам качества Small Luxury Hotels на сегодняшний день соответствуют только 520 отелей в 70 странах мира. В России такой бутик-отель пока только один. «Думаете, хотя бы раз губернатор или его зам поинтересовались этим, позвали для разговора о развитии индустрии? Ни разу. Но скажу без ложной скромности: если бы не душили в стране малый бизнес, не давили бы тысячами нелепейших обременений, не исключаю, что фамилия Жуков звучала бы сейчас как «Хилтон» или «Кемпински».

 

«40-й меридиан Арбат», «40-й меридиан Яхт-клуб», Коломна

По данным Росстата, в 2012 году внутренний поток туристов увеличился на 10%. И хотя наиболее привлекательными по-прежнему остаются курорты Краснодарского края, Москва и Петербург, малые города все заметнее.

Семья Владимира Алексеева, генерального директора и владельца транспортной компании «Порт Коломна», сделала ставку на внутренний туризм. История гостиничного бренда «40-й Меридиан» началась в 2004 году, когда по инициативе Алексеева на месте старой портовой диспетчерской появился яхт-клуб с рестораном и небольшой гостиницей на девять номеров. Уже через год рядом вырос дополнительный пятиэтажный комплекс (на 45 номеров) с теннисными кортами, беседками для барбекю и даже вертолетной площадкой.

Предложение стало пользоваться спросом, и в 2008-м Алексеевы открыли вторую гостиницу — «40-й меридиан Арбат», в исторической части Коломны, на реке. По сути это даже не отель, а корабль. На трех верхних палубах (здесь не этажи, а палубы) находятся 57 кают (в том числе «панорамные» и «люкс»). На нижней палубе — банкетный зал, пекарня и сауна с бассейном. Аналогичный проект «под ключ» сегодня обойдется в $10 млн.

 

Сетью управляют все члены семьи Алексеевых, у каждого своя функция. «В рабочее время мы коллеги, — говорит Мария Фомина, дочь владельца и по совместительству вице-президент по развитию. — Моя мама — президент и идейный лидер, я отвечаю в основном за бренд, отец и брат управляют главным семейным делом — Коломенским портом, все важные решения принимаются с их участием». В стратегическом развитии бизнеса участвует и муж Марии — Семен Фомин, в прошлом — аналитик «Тройки Диалог».

Мария не сразу пришла в семейный бизнес, поначалу строила собственную карьеру в FMCG и «большой четверке». В 2011-м получила MBA Школы управления «Сколково». «Это был переломный момент, — вспоминает Фомина. — Я осознанно пришла за MBA, понимая, что уже не вернусь в корпорацию». В это время семья решала, как дальше развивать гостиничную сеть. «Зачем нанимать кого-то со стороны, если у самой есть опыт и высочайшая мотивация? Внутренне сказав себе это, я присоединилась к команде», — говорит она.

Из отзыва на Booking.com: «В первый раз попал в этот отель. Был по работе в Коломне, выбрал самый приличный на вид. Надо сказать, приятно удивился».

Люди, которые путешествуют по России, не ожидают получить в провинции высокое качество и количество сервисов. «Мы решили изменить эту ситуацию и предложили гостям большой набор сервисов с сохранением среднерыночной стоимости услуг размещения», — говорит Фомина (3800 рублей — стандартный номер и 7500 рублей — каюта «люкс», включая завтрак).

 

Коломна находится в 100 км от Москвы, два часа по хорошо освещенной трассе — и вы на месте. Москвичи готовы приезжать на выходные. Особенно частые гости — корпоративные клиенты, проводящие здесь тренинги: Pepsico, Mars, «Хохланд» и др. Чтобы клиенты были лояльнее, «40-й Меридиан» предлагает и собственные развлечения: экскурсии по Оке, дни красоты в спа-центре, кулинарные мастер-классы.

Насколько доходный этот бизнес? Около 20% годовых. «Естественно, дешевле построить двух- или трехзвездочную гостиницу, она быстрее окупится, — говорит Фомина. — Но когда люди приезжают за город, им хочется и бассейн, и сауну, и досуг какой-то, а это уже требует больших инвестиций».

Но если делать все правильно, усилия окупаются. В 2010-м «40-й меридиан Яхт-клуб» получил звание «Лучшая малая гостиница России». Конкурс был организован Федеральным агентством по туризму. А год назад «40-му меридиану Арбат» была присвоена категория «4 звезды». Из-за официальных «звезд», кстати, в регионах обычно не сильно заморачиваются — часто «рисуют» их сами. Тогда как настоящая аттестация — это огромный перечень требований: и Wi-Fi, и завтрак, и высота потолков, и сапожные щетки, и качество подушек. Соответствие высоким стандартам приходится регулярно подтверждать. «Чтобы получить свои четыре звезды, мы прошли серьезную проверку «боем», приезжала комиссия, тайные гости», — рассказывает Фомина.

«К сожалению, такой красивый город, как Коломна, пока еще недооценен, — сетует Мария. — В раскрутку Суздаля, Плеса и многих других вложены гигантские деньги. Они наработали себе имя, притом что находятся гораздо дальше. В нашем случае работа еще впереди. Но гостиничный бизнес — игра вдолгую. И мы к этому готовы».

 

Мария Фомина

Даниил Мишин

Bear Hostels, Москва

Что труднее всего было наладить в бизнесе 20-летнему Даниилу Мишину, владельцу московских хостелов Bears? Побороть воровство. Причем со стороны своих же сотрудников, а не гостей. Чтобы персонал не «сливал» выручку в карман, предприниматель убрал кассовые аппараты и заменил их на терминалы Qiwi. С тех пор ни один клиент не дает купюры в руки сотруднику, а весь процесс отслеживается по видеокамерам.

У 20-летнего Мишина четыре хостела на Украине и три в Москве. Совокупная выручка — $2 млн в год. Первый хостел он открыл в 12 лет, в Севастополе, в бабушкиной квартире, доставшейся по наследству. «Семье нужно было решить, что делать с недвижимостью, я предложил делать бизнес». Предпринимательскую жилку у Мишина не назовешь врожденной: отец работал ночным сторожем, мать — учительница. На открытие хостела Даниил потратил $300 (собственных, накопленных на подработках). Часть заплатил матросам, чтобы те сколотили кровати, часть — челнокам, чтобы привезли несколько комплектов турецкого постельного белья, что-то «стащил» из дома, что-то позаимствовал у соседей, назвал это хостелом и стал продавать.

 

Родители со временем стали бизнес-партнерами — продолжили начатое сыном дело и сейчас управляют хостелами, которые сын успел открыть в Севастополе.

В 2008-м Даниил переехал в Москву с 1 млн рублей в кармане и массой предубеждений. «Мне казалось, что здесь невозможно открыть ларек так, чтобы тебя не расстреляли». Но старт оказался успешным: бандиты не нападали, а недорогой ночлег стал с наступлением кризиса пользоваться повышенным спросом. Вместе со старшим братом Мишин открыл сначала два хостела под брендом «Олимпия», затем, продав их, создал новую сеть Bear Hostels в центре: на «Арбатской», «Смоленской» и «Маяковской», в общей сложности на 230 мест.

Первоначальные инвестиции на открытие хостела составляют 2–3 млн рублей. Через год эти деньги возвращаются. Дальше можно рассчитывать на доходность 20–50% в зависимости от загрузки.

Бизнес Мишиных был семейным до декабря. В новом году старший брат продал свою долю (фамилию нового акционера Даниил пока не раскрывает). Вопросы инвестирования Мишин переложил на плечи партнера, сам же занимается оперативным управлением и стратегией развития. «Меня не интересует мелочовка — только крупный бизнес. Я хочу построить мощную компанию: первую в России сеть трехзвездных отелей». На вопрос, что труднее всего сейчас, Мишин отвечает: «Найти топов. И, признаться, молодые профессионалы в стране — такой же дефицит, как и правильная недвижимость. А мы в них очень заинтересованы».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+