К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сделано в России: как иностранцы зарабатывают на советских часах

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
Бизнесмены Жак фон Полье и Дэвид Хендерсон-Стюарт занимаются производством часов на заводе под Петербургом и готовятся составить конкуренцию ведущим мировым брендам

Больше всего управляющий директор «Петродворцового часового завода «Ракета» Жак фон Полье гордится содержанием своих часов. Абсолютно все элементы механизма компания производит на собственном заводе в Санкт-Петербурге. Одна из самых дорогих и сложных деталей — спираль-баланс, именно благодаря ей механизм движется. Не все часовые заводы делают ее сами. Именно за счет деталей компания надеется заработать. В ближайшем будущем завод рассчитывает продавать их швейцарским компаниям и составить конкуренцию The Swatch Group. На случай если наладить экспорт деталей не удастся, у бизнесменов уже есть альтернативный план: создать на базе часового завода первый российский модный дом.

Поиск актива

Бизнесмены Жак фон Полье и Дэвид Хендерсон-Стюарт живут в России уже больше 15 лет, но до сих пор специализировались в основном на финансах. Идея выкупить производство появилась четыре года назад, часами планировали заниматься в качестве хобби. Изначально приценивались к московскому «Полету», но от варианта быстро отказались: завод уже давно ничего не производит, а налаживать выпуск продукции с нуля слишком дорого и трудоемко.

В 2009 году остановились на петербургской «Ракете». Сделку Полье и Хендерсон-Стюарт оплатили из своего кармана: завод стоил недорого. Но вот чтобы организовать сделку, пришлось потрудиться: после приватизации части завода оказались во владении у ряда различных компаний. Реорганизацию новые владельцы начали с того, что на месяц остановили производство и уволили весь персонал. «Было много проблем с сотрудниками, люди, всю жизнь работавшие по устоявшейся схеме, не хотели переучиваться, капризничали, не было никакой мотивации», — вспоминает Жак фон Полье. После перерыва практически всех часовщиков взяли назад. Принятое решение теперь называют «грамотным психологическим ходом»: уровень мотивации у вернувшихся сотрудников значительно повысился. Одновременно сменилось настроение самих предпринимателей: из хобби «Ракета» превратилась в основной бизнес.

 

Первое, самое тяжелое время компания пережила за госзаказах: завод выпустил две партии часов для министерств обороны и культуры. В этот период французские инвесторы начали искать деньги на развитие и приняли решение создать «Петродворец-фонд». Сейчас в организации около 15 пайщиков, все они — физические лица. По оценкам Жак фон Полье на модернизацию бизнеса было потрачено около €5 млн и нужно еще столько же. На эти деньги предприниматели заменили всю производственную базу прежней «Ракеты», купив станки у европейских часовых компаний. Следующий этап — наладить производство часов с функцией автоматического завода, сейчас все модели «Ракеты» приходится запускать вручную. Новую линейку предприниматели надеются презентовать в ближайшем будущем.

Ретромодели

Маркетинговая стратегия «Ракеты» сводится к тому, чтобы предложить покупателям часы, полностью сделанные в России. Среднего клиента в компании представляют как обеспеченного сорокапятилетнего мужчину, который уже не испытывает интереса к западным брендам и помнит петербургскую марку с детства. При этом от какой бы то ни было рекламной кампании владельцы «Ракеты» пока решили отказаться.

 

Принципиально новых дизайнерских решений решили не разрабатывать: новые собственники лишь немного видоизменили привычные советские модели. Не открывали до сих пор и фирменных магазинов: сейчас продукция «Ракеты» реализуется через крупные российские и европейские сети и магазин ЦУМ. Жак фон Полье скрупулезно подходит к выбору точек сбыта. «Намного больше часов мы могли бы продать, договорившись о сотрудничестве с владельцами ларьков на Старом Арбате, но это означало бы убить бренд», — с тоской отмечает бизнесмен. Свою линейку французы сравнивают с продукцией мировых брендов Rolex, Breguet и Patek Philippe, вот только купить «Ракету» сейчас можно несколько дешевле, стоимость часов варьируется в диапазоне от 7000 до 25 000 рублей.

В прошлом году 100 сотрудников завода выпустили около 30 000 часов. Теперь планку собираются поднять до 60 000 штук, а в будущем стабилизировать производства на уровне 80 000-150 000 штук в год. Вот только работает «Ракета» пока в убыток. Ежемесячно содержание проекта обходится инвесторам в $100 000. Исправить ситуацию Жак фон Полье надеется в ближайшие два-три года, за которые предполагается окупить инвестиции. Бизнесмен уверен: если наладить экспорт механизма баланс-спираль, бизнес обязательно начнет приносить прибыль. Часовщиков вдохновляет пример The Swatch Group, чей годовой доход от аналогичной операции составляет около $6,5 млрд.

План Б

Если заработать на продаже деталей не получится, бизнесменам придется сфокусироваться на готовых часах. Но в этом случае срок окупаемости проекта автоматически увеличится до четырех лет. Полье надеется, что помогут госзаказы: в обозримом будущем «Ракета» собирается активно развивать сотрудничество с властями.

 

Владельцы бизнеса предполагают, что в обозримом будущем интерес к наручным часам будет снижаться. Так что в отдаленном будущем на базе «Ракеты» планируется организовать производство нескольких линий модных аксессуаров: солнцезащитных очков, сумок и ремней. Дополнительных производственных мощностей не потребуется: все, кроме часов, Полье рассчитывает создавать в азиатских странах. Проблем с раскруткой в компании тоже не ждут, сказывается отсутствие конкуренции: модных брендов в России практически нет.

Примером для подражания служит французская компания Hermes. С принципами работы модного дома предприниматель знаком не понаслышке: развитием бизнеса в Париже занимаются члены его семьи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+