К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
58,5% предпринимателей, закрывших фирмы в 2011 году, больше не хотят иметь бизнес в России

Лишь 2,8% трудоспособного населения являются владельцами фирм, которые действуют на рынке более 3,5 лет. А 80% компаний, закрывшихся в России в 2011 году, прекратили свое существование навсегда. Причины, заставляющие предпринимателей сворачивать бизнес, выяснили авторы Глобального мониторинга предпринимательства. В ходе российской части исследования опрошено 7500 респондентов, проект реализован исследовательской группой ВШМ Санкт–Петербургского государственного университета и Научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ при поддержке фонда Citi.

Бизнес-климат

В исследовании 2007 года 80% владельцев нового бизнеса своим основным мотивирующим фактором называли возможности, которые открывает свое дело (рост личного дохода, статус и т. д.).  В 2011 году 38% новичков признают, что мотивация вынужденная — они хотят лишь сохранить уровень дохода (после сокращения на работе или снижения зарплаты).

58,5% опрошенных предпринимателей, закрывших бизнес в 2011 году, больше не хотят иметь своего дела (при этом, правда, для 33,5% вышедших из дела закрывшаяся компания не единственный бизнес). Примечательно, что доля таких причин, как «возможность другого трудоустройства», «возможность продажи» и планируемый выход, в России в два раза ниже, чем в странах с инновационо-ориентированными экономиками.

 

«За рубежом те, кто выбыл из бизнеса, являются источником ценной информации для других, они также могут использовать свои ошибки для открытия других, более успешных бизнесов. У нас же бизнесмены, обжегшись на молоке, дуют на воду и не готовы возвращаться в бизнес», — сетует доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ и автор российской части Глобального мониторинга предпринимательства Ольга Верховская.

Административных барьеров слишком много. С бюрократией, например, по данным исследования, хуже, чем в России, обстоят дела только в Бразилии, Венесуэле, Аргентине, Иране, Боснии и Герцеговине, Греции, Венгрии и на Ямайке (всего в исследовании участвовали 54 страны).

 

Только 19% опрошенных, которые не занимаются своим бизнесом, считают, что ситуация для старта благоприятна. Среди предпринимателей оптимизма больше: 37% полагают, что условия вполне подходящие. Декан факультета социологии НИУ ВШЭ и один из авторов Глобального мониторинга предпринимательства Александр Чепуренко уверен, что для улучшения ситуации в бизнесе необходимо добиваться качественного изменения среды, в которой обитает российское предпринимательство. Правда, провозгласить это гораздо легче, чем добиться на практике.

Естественный отбор

Нерентабельность или убыточность компаний — основная причина выхода из дела. Исследователи считают, что закрытие бизнеса не стоит рассматривать как однозначно негативное явление. Здесь идет процесс естественного отбора: некоторые люди чувствуют, что у них нет больше сил продолжать предпринимательскую деятельность.

Не все бизнесы одинаково полезны. «С точки зрения их текущей доходности и прочих эффектов некоторые предпринимательские проекты оказываются неэффективными, и по этому поводу нечего сожалеть», — говорит Александр Чепуренко.

 

Четверть опрошенных предпринимателей чувствуют недостаток компетенций. «Из-за недостатка знаний возникает низкая конкурентоспособность, неуверенность в своих силах, отсутствие желания и возможности заниматься действительно инновационным бизнесом», — считает Виктор Рожков, руководитель департамента по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса Citi. Действительно, вовлеченность российских предпринимателей в наиболее инновационный сегмент бизнес-услуг (B2B), где конкуренция основывается на знаниях и технологиях, в три раза меньше, чем в экономически развитых странах.

«Наши предприниматели не умеют просчитать на раннем этапе развития, как будет развиваться бизнес, не могут оценить финансовые потоки», — говорит Ольга Верховская. В результате, сталкиваясь с суровой действительностью, российские бизнесмены не справляются с обязательствами, и им приходится закрывать бизнес.

Настроения в обществе

«Основная часть населения России не только не имеет отношения к предпринимательству, но и не рассматривает начало бизнеса как вариант развития карьеры», — констатируют исследователи. Тех, кто выражает намерение заняться своим бизнесом в течение ближайших трех лет, крайне мало, лишь 5,8% опрошенных (ниже только в ОАЭ).

Следует отметить, что в России среди респондентов, имеющих предпринимательские намерения, около 40% составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть новый бизнес.

Один из выводов исследователей: приток новых людей в бизнес может обеспечить изменение восприятия внешней среды для открытия своего дела людьми, которые пока не являются предпринимателями.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+