Покупая свой первый спортивный мотоцикл каких-то пять лет назад, я и представить себе не мог, что буду выступать в чемпионате мира World Superbike. И более того, стану пилотом первой российской профессиональной команды.
Сначала я смотрел гонки в классах MotoGP и WSBK по телевизору, мне очень нравились и красивые яркие мотоциклы, и трибуны, забитые публикой, и адреналин. Вскоре захотелось приобщиться к этому спорту самому. Я получил права, купил спортивный байк Honda CBR-600RR и выехал в город; я почти сразу понял, что ежесекундно рискую здоровьем и жизнью — спортивные мотоциклы не предназначены для езды по мегаполису. Тогда я решил потренироваться на полигоне в Дмитрове. Здесь отсутствуют зоны вылета, позволяющие гонщику скользить по гравию при падении. Вместо них какие-то обрывы, в один из которых я немедленно влетел. Итог: перелом ключицы и… осознание того, что я хочу продолжать заниматься мотоспортом. У меня за плечами Институт физкультуры, и я имею представление о том, что значит профессиональное погружение в спорт.
Подлечившись, я решил выехать в Европу, на трек в Брно, где можно открывать полный газ на всех передачах и жестко тормозить, не рискуя улететь в канаву. Но здесь меня ждали новые открытия.
В шоссейно-кольцевом мотоспорте небрежный подход к делу опасен для жизни. Однажды я выехал на трассу с незакрепленным колесом — механик просто забыл его прикрутить. Мне крупно повезло, что выскочило оно не на скорости 270 км/ч, а в медленном повороте. Стало ясно, что надежнее полагаться только на себя и если продолжать, то надо создавать команду профессиональных механиков и инженеров.
Команда зрелости нашей
Я и два моих друга, тоже бизнесмены, увлеченные мотоспортом, решили создать команду. У нас появилась возможность начать все с нуля с командой Riva, которая до этого выступала в картинге. Команду переименовали в Riva Moto. Нашим наставником и тренером стал Джереми Маквильямс, экс-пилот MotoGP, у которого есть своя гоночная школа. Весь технический персонал Riva Moto пришел из картинга. И сейчас можно с гордостью констатировать, что наша команда является первым российским профессиональным коллективом в шоссейно-кольцевой дисциплине.
Мы мечтали попасть на чемпионат мира — ведь это серьезный вызов и со спортивной, и с психологической точек зрения. Чемпионат MotoGP, разумеется, в наши планы не входил — в этой категории гонщики высочайшего уровня выступают на прототипах. В WSBK уровень пилотов также очень высок, но у нас была призрачная возможность выступать в среднем классе Supersport, так как по правилам мотоциклы здесь почти такие же, как поступают в продажу.
Нам крупно повезло: случился экономический кризис, финансирование мотоспорта сократилось, и мы смогли выставить свою команду. Еще за год до кризиса на стартовой позиции было 30 с лишним гонщиков, а когда начали выступать мы, их стало значительно меньше. Не скажу, что стоимость участия в нашем классе Supersport запредельная: €12 000 с человека — вступительный взнос. Основные и достаточно ощутимые расходы приходятся на функционирование команды: новые запасные части для байков, логистику (мотоциклы, оборудование мы грузим в большой трейлер), оплату работы механиков и главы команды.
Одновременно Riva Moto начала выступать в чемпионате Италии, который традиционно считается одним из самых сильных в Европе. Мы не гнались за призовыми местами — было совершенно очевидно, что для этого нужно заниматься мотоспортом с раннего детства. Мы с товарищами начали тренировки, когда нам было за тридцать.
Бизнес на колесах
Немного о моем бизнесе. Производственная кинокомпания «Эталон-фильм» существует на рынке уже больше 20 лет, за это время мы выпустили 34 фильма. Думаю, что именно благодаря моему увлечению гонками компания смогла выйти на новый уровень. Во-первых, распределив дела между руководителями на местах, я выявил, насколько слаженно работают все подразделения. Пришлось провести соответствующую работу с начальниками департаментов и с сотрудниками. Повысилась общая эффективность. Разумеется, я всегда доступен для моих сотрудников, но они уже сами в состоянии решать многие проблемы. Если я на этапе, то звонят мне только в самом крайнем случае. Во-вторых, благодаря мотоспорту изменилось качество моей жизни. Если раньше все было однообразным и даже успехи в работе уже воспринимались как должное, то теперь я все ощущаю более остро. Я быстрее и точнее принимаю решения.
В прошедшем сезоне я проехал 12 этапов WSBK, за исключением австралийской гонки. Это слишком далеко, поездка туда и обратно с акклиматизацией заняла бы слишком много времени, которого у меня и без того практически нет. Мой гоночный уик-энд начинается в среду, когда я приезжаю на место проведения этапа. В четверг мы работаем с командой, а также проводим небольшую тренировку на треке — не на мотоцикле, что категорически запрещено, а на мопеде. Пятница и суббота посвящены свободным и квалификационным заездам. В воскресенье — гонка, затем мы с командой проводим «разбор полетов». В Москву я стараюсь вернуться вечером того же дня, иногда в понедельник. За эти годы выработалось четкое расписание тренировок — как на треке, так и вне его. Эта система идеально вписалась в рабочий график, и в понедельник утром или вечером я уже могу быть в офисе.
Участие в чемпионате Италии и чемпионате мира помогло найти новых партнеров. Логотип «Эталон-фильм» можно увидеть на нашей командной экипировке и мотоциклах. В Италии мотогонки пользуются бешеной популярностью, и в паддоке то и дело натыкаешься на бизнесменов, топ-менеджеров заводов — производителей мотоциклов, звезд кино и т. д. А ведь Riva Moto для всех явление экзотическое — непонятная группа немолодых русских без гоночного прошлого вдруг создала команду. Зато люди нами живо интересуются. И благодаря этому у нас появилось много международных партнеров. Мы координировали российские съемки «Обители зла 5» с Милой Йовович. В этом году мы отвечаем за российскую часть съемок «Анны Карениной» с Кирой Найтли и Джудом Лоу в главных ролях.
При этом мои товарищи по команде тоже бизнесмены, но стараются не афишировать свое участие в чемпионате мира. Это их право, они не хотят навредить своей репутации.
Оценка риска
Многие спрашивают меня, не страшно ли участвовать в гонках. За эти годы я насмотрелся всякого. Сам попадал в мелкие аварии и видел, как люди разбивались насмерть. Как-то мы поехали потренироваться на итальянский трек в Мизано, где в выходные проводятся любительские гонки. Любой человек может приехать на собственном мотоцикле и позаниматься. Народу на таких гонках обычно полно, и вот какой-то парень, не спортсмен, а любитель, разогнался и не справился с управлением. Я видел, как его мотоцикл вдруг начало бросать в разные стороны, а при падении с пилота слетел шлем… Через мгновения трек был покрыт мозговым веществом. Такие случаи оставляют очень тяжелый осадок.
Мы отдаем себе отчет в том, что подвергаемся риску, но я должен сказать, что городские мотоциклисты имеют гораздо больше шансов не вернуться из поездки домой. Любой спорт безопаснее, чем просто хобби.
Сейчас наша основная задача — развитие Riva Moto, если мы сами перестанем гоняться. В конце прошлого сезона к нам в команду пришел пилот Джед Метчер, чемпион мира в классе Superstock-600 (всего в WSBK четыре класса), и сообщил, что хотел бы в сезоне-2012 выступать за нашу команду. Мы уже провели ряд тестов с участием Джеда и можем кое-чему у него научиться — ведь он занимается мотоспортом с раннего детства!
Сам я бросать карьеру спортсмена пока не собираюсь и активно готовлюсь к следующему сезону. Тем более что этот год станет знаковым для российских любителей WSBK. Трек Moscow Raceway, который расположен под Волоколамском, 26 августа 2012 года примет первый российский этап чемпионата мира. Я в нем обязательно буду участвовать.
Мотоспорт максимально соответствует моему восприятию жизни. В мотогонках ты можешь быть идеально подготовлен, но зависишь и от своей команды, должен сам вникать в тонкости настройки мотоцикла, чтобы уметь грамотно объяснить инженерам свои ощущения от аппарата. В конце концов, нужно уметь правильно трактовать действия своих соперников, причем порой это происходит на запредельных скоростях. И даже если все будет готово на 100%, все равно нельзя быть уверенным, что все пройдет идеально. На треке в любой момент может произойти нечто такое, что не будет зависеть от твоего таланта или настроек мотоцикла. Если хотите, тут присутствует достаточно большой элемент удачи. Наверное, именно это роднит мотоспорт с бизнесом и жизнью.
За ощущения, которые ты получаешь на треке, многое можно отдать. Каждый раз на трибунах ты видишь многотысячную толпу зрителей, пришедших на этот яркий праздник чистого адреналина, и это вдохновляет. И жалею я только об одном — что начал карьеру пилота слишком поздно.
Записала Надежда Орлова