Что нужно для создания бизнеса, который не развалится через год? Бизнес-тренер Сергей Азимов считает, что секрет прост — надо правильно делать правильное дело. «Если выбрал неправильное направление, рискуешь потратить кучу времени и энергии. Если с направлением определился верно, но не умеешь — опять результата не будет. Если направление выбрал и научился, но делать не будешь — итог снова будет нулевым».
Бизнес-тренер Евгений Кудрявцев, владелец компаний «ИнтерТелеком», «Академия бизнеса», добавляет, что важно иметь четкий бизнес-план: тщательно посчитать доходы и расходы, оценить потенциал рынка, взвесить все риски, продумать, сколько надо инвестиций, где их взять. Не менее важно создавать команду и нанимать сотрудников сразу. «Не пытаться вытянуть все на себе, иначе погрязнешь в технической работе и на бизнес просто не останется времени. Не надо бояться нанимать сотрудников и делегировать им часть полномочий», — говорит Кудрявцев. От предпринимателя требуется также «быть активным и думать о том, как решить проблему, а не о том, как избежать ее решения».
О том, что требуется для создания успешного бизнеса, Forbes спросил пятерых опытных предпринимателей, начинавших свое дело с нуля. Вот их ответы.
Тигран Телунц, генеральный директор консервного холдинга «Дядя Ваня»:
— Надо начать делать бизнес. Преодолеть страх потери стабильности, ухода с работы, отсутствия зарплаты. Ведь в бизнесе надо суметь заработать не только на себя, но и на команду. Если бы не было страха потери, то каждый, наверное, был бы предпринимателем.
Алексей Комиссаров, генеральный директор компании «Авторемонтные системы»:
1. Надо начать с поиска проблем потенциальных клиентов. Самые успешные бизнесы снимают «головную боль» потребителей, а не предлагают им «витамины». Ищите проблемы на работе или подумайте, с какими сложностями приходится сталкиваться в повседневной жизни. И что можно предложить, чтобы этих сложностей не было.
2. Думать о конкурентах. Нужно очень четко понимать, что предлагают другие для решения той же проблемы (способы могут отличаться, но цель та же, в этом и конкуренция). И вот когда вы убедитесь сами и сможете убедить других, что ваше решение лучше (быстрее, удобнее, дешевле, надежнее и т. п.), ваша идея имеет право на дальнейшее развитие.
Беслан Агрба, президент компании «Мистраль Трейдинг»:
— Быть смелым. В жизни чаще всего выигрывают не самые умные, а самые смелые.
Андрей Ковалев, президент «Первой макаронной компании» и владелец компании «Экоофис»:
1. Начинать с малого. С банальных вещей, которые нужны аудитории, близкой тебе по интересам. Заработать сперва маленькую прибыль, а потом уже думать о расширении производства и миллионных заработках.
2. Быть готовым потерять все. Лично я в минувший кризис трижды стоял на грани банкротства. И был уже морально готов к тому, что мне придется пересесть из машины в метро.
Максим Протасов, член совета директоров группы компаний «Руссоль»:
— Быть упорным. Это особенно важно для российских бизнесменов, потому что статус предпринимателя в нашей стране незаслуженно низок. И политика государства в отношении бизнесменов также далека от идеальной. А ведь, по статистике, меньше 5% людей могут что-то предпринимать, остальные только исполнители. И если сложилось так, что вы попали в эти 5%, то надо идти вперед и добиваться своего.