Политтехнолог и публицист Станислав Белковский в присущей ему афористичной манере охарактеризовал сложившуюся в России коррупционную систему как «экономику РОЗ». «Говорят, что у нас, в РФ, сформировалась экономика трубы. Это не совсем так. Труба всего лишь бессловесное металлическое орудие этой экономики, — писал минувшим летом Белковский на Gzt.ru. — Основу же ее составляют три понятия, они же факторы, они же источники и составные части: а) распил; б) откат; в) занос. Это экономика РОЗ».
Читайте материал «Чиновники-бизнесмены»
Распил («сумма, подлежащая уворовыванию в разных формах»), откат («возврат с полученных сумм») и занос («превентивная взятка до начала проекта») — основные методы коррупционного рынка, на котором происходит распределение государственных средств и активов. Как пишет Белковский, когда-то эти методы были «живой водой экономической активности», они позволяли системе довольно успешно работать. Размеры распилов, откатов и заносов считались божескими, составляя 20–30%, 10% и «типа 2%» соответственно.
Однако со временем воровство превратилось из цели экономической деятельности в «практически единственный экономический мотив», пишет автор. Это привело к росту расценок — до, как считает Белковский, 60%, 30% и 10%. Что, в свою очередь, превратило многие проекты в нереализуемые. Еще одно следствие — система начала давать сбой: агенты коррупционной политики перестали выполнять свои обязательства перед частью «клиентов». «Приниматели решений в экономике РОЗ настолько пресытились ее дарами, что мелкая клиентура им уже не нужна».
Белковский пишет, что неэффективность сложившейся системы начинают понимать в том числе и ее создатели — примерно так же, как в конце 1980-х советская элита осознавала кризис экономики СССР. Но переломить нынешнюю ситуацию будет сложнее, чем сломать советскую плановую модель, пишет Белковский, потому что «экономика РОЗ — это наркотик». «На ее игле сидят тысячи тысяч чиновников и бизнесменов вкупе с обслуживающим их персоналом. Фактически вся «элита»... Умом многие из них понимают, что с иглы надо слезать, иначе — скорая смерть. Но сердцем и руками они все еще тянутся к новой дозе».
Читайте материал «Чиновники-бизнесмены»