Danaborisova: «У тех, кто вовремя сориентировался, все отлично»
О том, чем вебкамеры отличаются от другого контента, корреспонденту Forbes рассказал владелец сайта «взрослых» вебкамер Ruscams.com, известный под псевдонимом Danaborisova
— Как изменились доходы вашего adult-бизнеса за последний год?
— В целом доходы растут и бизнес этот растет. Я вообще считаю, что перспективы у него огромные, потому что Ruscams — это в лучшем случае полпроцента от мирового рынка вебкама. И я с удовольствием осуществил бы экспансию, но пока мои усилия в этом направлении не дают отдачи.
— А каковы доходы от бизнеса сейчас?
— В пределах $50 000 в месяц, хотя это не очень стабильный бизнес, бывает по-разному. Вообще, Ruscams это далеко не основной мой проект, скорее это то, чем интересно заниматься. Основные усилия все же сосредоточены в других областях: поисковая оптимизация, игры разнообразные, другие вещи, связанные в основном с интернетом. А лет 5–6 назад adult составлял 100% моего бизнеса.
— Почему именно вебкамеры?
— Это очень интересный феномен — живое видео, которое непосредственно транслируется в момент, когда человек его смотрит. Казалось бы, человек уже посмотрел записанное видео, зачем ему то же самое, только в плохом качестве и в 10 раз дороже? Или вообще бесплатно. У нас цены доходят до $2–3 за минуту, на Западе — $10 за минуту. Это дороже, чем покупать проститутку. Но люди платят. И самые большие деньги, кстати, тратятся клиентами, которые думают, что они общаются не с моделью, а с их девушкой, к которой они когда-нибудь приедут и так далее. Девушкам нужно очень грамотно психологически работать с клиентами, потому что, как ни странно, представление заключается, в основном, вовсе не в показе каких-то действий или еще чего-то.
— Сколько зарабатывают девушки?
— Зависит от того, как долго они могут удерживать клиента. Скажем так, от нуля до $15 000 в месяц. Конечно, тех, кто зарабатывает по $15 000, единицы, это звезды. Когда эта индустрия только начиналась, в конце 1990-х годов, по слухам, любая девушка могла зарабатывать по $20 000 в месяц, просто появляясь перед камерой. Это потому что девушек было очень мало, а в раскрутку вебкам-сайтов вкладывались очень большие деньги. Плюс каналы интернет-связи были очень слабые, в это нужно было вкладывать достаточно серьезные деньги. Не то что сейчас — компьютеры есть у каждого, вебкамеры в любом ноутбуке, садись и работай.
— Большинство продавцов порно жалуются, что доходы падают, а вы говорите, что у вас растут.
— Вебкамы — это совершенно отдельный бизнес. Он не подвержен влиянию пиратства, например, потому что вебкамы нельзя украсть. С другой стороны, они создавались не как ответ пиратам, а как спрос на живое общение. Так же как «тьюбы» придумали, чтобы собирать в одном месте большую аудиторию, а не чтобы конкурировать с платными сайтами. Это совершенно разные сферы деятельности, хотя всех их объединяют, условно говоря, голые сиськи. А в целом доходы от продажи порно действительно падают: по моим данным, с середины 2008 года по настоящее время продажи «взрослого» видео в российском интернете упали процентов на восемьдесят.
— Почему? Люди перестали ходить на порносайты?
— Нет, от людей тут зависит очень мало. В интернете люди ходят туда, куда им скажут. Например, очень много людей, для которых интернет — это VKontakte, они больше вообще никуда не ходят. И только если они видят там рекламу, они куда-то переходят. То же самое с поисковиками: люди приходят на поисковик, ищут порно, и заходят на выдаваемые ссылки в надежде, что там найдут порно. А их тут же перекидывают на вещи вроде «узнай, где твоя девушка», на «блокираторы Виндоуз», «антивирусы» и так далее. Люди идут туда, куда их направляют вебмастера, а тем, в свою очередь, в какой-то момент гораздо выгоднее стало отправлять людей на мошеннические сайты.
— Но в начале этого года был большой скандал с «блокираторами», и мошенников вроде прижали.
— Прежней вакханалии уже нет, но они все равно остались, просто стали менее наглыми. И потом, нет «блокираторов Виндоуз», есть фейковые антивирусы, например. Им тоже в свое время запретили писать: «у вас найдены вирусы», так они теперь пишут «найдены угрозы», давайте мы их устраним за деньги, отправьте SMS. А угрозами можно назвать, например, «кукиз»: теоретически, когда они разрешены, у вас повышается уязвимость компьютера. Человек видит такую надпись, пугается, и его страх конвертируется в деньги лучше, чем интерес к adult.
— Почему же вы продолжаете заниматься adult-бизнесом?
— Вообще мне нравится этот бизнес, он мне по душе. Разумеется, если представится шанс заработать большие деньги в другом месте, — не откажусь. Если надо, начну хоть пельмени производить. Я и сейчас могу этим бизнесом совершенно спокойно не заниматься, но я считаю, что он полезен для общества. Конечно, я не совсем идеалист и рассчитываю заработать на этом. Но главное, что могу себе позволить не заниматься тем, что мне не нравится. К тому уже, у тех, кто вовремя сориентировался, и сейчас все отлично. Процессы в интернете происходят в сотни раз быстрее, чем в офлайновой индустрии. Как сказал Билл Гейтс, «бизнес со скоростью мысли». Чтобы переориентировать металлургический завод со стали на алюминий, нужны годы. А перейти с платных сайтов на тьюбы с конвертацией на вебкаме — месяц.
— Что еще нужно уметь в вашем бизнесе, чтобы выдерживать конкуренцию?
— Надо иметь желание работать. Игроки в русском adult-бизнесе часто меняются. Человек нашел тему, начал зарабатывать по $50 000 в месяц и тут же ушел в запой. На плаву держатся те, кого не опьяняют деньги, кто может планомерно работать и анализировать ситуацию. Так же как и в других видах бизнеса.
— А способность противостоять пиратству, например?
— Как человек, я выступаю против авторских прав, потому что считаю, что если кто-то что-то может скопировать, запрещать это противоестественно. Человек с самого рождения всегда копирует, это его природа. Ребенок видит, как другие ходят, и начинает ходить сам — и что, теперь деньги брать со всех, кто, посмотрев на меня, научился ходить? Безусловно, я хотел бы получать со всех, кто ходит, хотя бы по доллару в месяц, но это мой личный интерес, а в целом я считаю такой подход неверным. В нашей отрасли правообладатели получают ровно столько, сколько они должны получать. Нет огромного лобби проталкивающего тормозящие развитие рынка законы. Те же вебкамы, если это сравнивать с музыкой — живые концерты, на которых, по-моему, музыкальные группы и должны зарабатывать. А на продажах дисков должны зарабатывать заводы, производящие болванки.