Рональд Хейфец, профессор Гарвардского института госуправления имени Джона Кеннеди, любит говорить: если вы приняли в своей жизни хотя бы одно настоящее решение, вы уже отличаетесь от большинства людей. Готовы пойти на риск? Что ж, это редкость. Для принятия рискованных решений необходима свобода. Свобода от обязательств, ожиданий и страхов, которые неизбежно влияют на наше сознание, когда мы оцениваем степень риска и перспективы вознаграждения. «Выбор идти на риск или воздержаться от него определяется культурой», — замечает Хейфец. Чтобы было на кого равняться, мы попросили нескольких отважных бизнесменов рассказать о самых рискованных решениях, которые они принимали. Кто-то ставил на кон счет в банке, кто-то славу, а кто-то даже жизнь. Посмотрите на Робин Чейз, соосновательницу компании Zipcar, предоставляющей автомобили в совместное пользование. «В общем, я с удовольствием иду на профессиональные и предпринимательские риски, но когда речь идет о физической опасности, я трусиха», — говорит Чейз. Незаконное пересечение границы Кении и Танзании (предпринято ей в 23 года с риском оказаться за решеткой или даже хуже) было, по ее мнению, страшнее, чем запуск собственной компании Zipcar с $78 на счете. К счастью, обе ставки сработали. Сегодня Робин жива и невредима, а у Zipcar 350 000 подписчиков и парк из 6500 автомобилей. Конечно, часто риск себя не оправдывает. «Успешный человек — это тот, кто не теряет присутствия духа и пробует снова», — говорит Хейфец. Действительно, если вы настроены решительно, то риск кажется не таким уж большим. Все опрошенные предприниматели признались, что рискованнее всего — не рисковать.