Первая в мире попытка добраться до Северного полюса на лыжах в полярную ночь оказалась под угрозой. У путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина закончилась пресная вода, а вокруг был только «молодой лед», вода из него получается соленая. Что делать? Экспедицию спасла московская компания «СканЭкс», специализирующаяся на приеме и обработке спутниковых снимков. Ее специалисты отыскали на свежей фотографии местности источник питьевой воды — вмерзший в лед мини-айсберг — и по радио переслали полярникам его координаты.
Полезная информация? Да, и поэтому за такие снимки люди готовы платить. В 2009 году «СканЭкс» получил за свои услуги 450 млн рублей. Клиенты самые разные — нефтяные компании, министерства, интернет-порталы и даже индивидуальные заказчики. Снимки сделаны спутниками, принадлежащими другим компаниям, и теоретически наладить их продажу может каждый. Преимущество «СканЭкса» в том, что у него крупнейшая в России сеть приемных станций, внушительный архив снимков и большой опыт обработки изображений. «По Евразии мы «отгружаем» более 15 000 снимков за сезон», — говорит основатель компании Владимир Гершензон.
До 1989 года Гершензон, выпускник МФТИ, работал в Институте космических исследований РАН, где занимался радиолокационной съемкой рельефа. Уйдя из академического института, Владимир Гершензон решил зарабатывать тем, что хорошо знал. В 1990-е на орбите находилось довольно много метеоспутников, передающих информацию бесплатно; чтобы принимать данные, ученый разработал конструкцию небольшой метеостанции, оснащенной «тарелкой», метеоприборами, компьютером и специальным софтом для обработки снимков. Этой конструкцией заинтересовался Росгидромет. Метеорологи в то время пользовались устаревшими «тарелками», которые нужно было наводить на спутник вручную, ловя в наушниках писк радиосигнала. Сигнал записывали на барабанную ленту, которую потом приходилось проявлять, как фотопленку. Компактные метеостанции «СканЭкса», выводившие на дисплей цветную картинку с метеоспутника, казались фантастикой. За несколько лет «СканЭкс» продал около 80 метеокомплексов по $3000.
Компания до сих пор продает подобные (только усовершенствованные) установки. Все «железо» в них производится сторонними фирмами по заказу компании, а программное обеспечение и архитектуру печатных плат сотрудники «СканЭкса» разрабатывают самостоятельно. За последние пять лет доля продаж оборудования в выручке «СканЭкса» упала с 50% до 10%. «Сейчас мы смотрим на «тарелки» как на источник получения данных, главный вопрос — как обрабатывать, упаковывать и продавать информацию, — говорит Гершензон. — Бизнес сложный».
Но прибыльный. В зависимости от разрешения и сложности обработка космической съемки обходится потребителю в $1–20 за 1 кв. км (подробная карта Москвы, например, могла бы стоить $20 000). Копирайт «СканЭкса» стоит на спутниковых картах «Яндекс.Карты» и Mail.ru. Среди заказчиков компании есть и «Лукойл»: мониторинг изображений со спутника помогает контролировать уровень загрязнения в области морской добычи нефти. Все чаще обращаются клиенты-частники. Например, за мониторинг своей территории из космоса платит владелец одного из охотхозяйств. Весной на снимках видно, где находится поросль молодого березняка. На основании этих данных клиент определяет, где размещать подкормочные площадки для косуль, и, используя статистику за несколько лет, прогнозирует, каким будет поголовье, а значит, и доход хозяйства: за лицензии на охоту европейские туристы платят по €3000.
«Когда мы запускали проект, «СканЭкс» был практически единственной компанией, готовой предоставлять спутниковые снимки для открытой публикации», — говорит Мария Орлова, менеджер проектов «Яндекс.Карты». Однако сейчас у компании масса конкурентов, и по некоторым направлениям у них более сильные позиции, чем у «СканЭкса». Например, московская компания «Ракурс» специализируется на разработке софта для создания трехмерных карт местности по данным космической и аэрофотосъемки. А созданная выходцами из ВПК компания «СовЗонд» успешно сотрудничает с нефтяными компаниями, с «Газпромом».
Заказать снимок можно на сайте западной компании или у российского дистрибьютора. Но ждать актуальный (не из архива) снимок придется долго, порой несколько недель. Скорость — главное конкурентное преимущество «СканЭкса». Благодаря собственной сети приемных станций и эксклюзивным контрактам с индийской госкомпанией Antrix, владеющей несколькими спутниками, и с ImageSat International, предоставившей лицензии на прием данных с израильских спутников, Гершензон может получать (и предоставлять заказчику) данные с задержкой всего в 30–40 минут.
Именно поэтому, если требуется оперативный контроль обстановки из космоса, «СканЭкс» вне конкуренции, отмечает старший эксперт ОАО «Энергопроманалитика» Дмитрий Добрынин, который заказывает космические снимки для нужд Росатома. Недавно, например, «СканЭкс» закончил крупный проект по мониторингу рубки леса для Минприроды: с помощью снимков из космоса находили зоны незаконного промысла. «К нам даже приходили хмурые люди и предлагали за $400 000 закрасить на снимках проплешины, — со смехом рассказывает Гершензон. — Мы отказались, объяснив им, что через минуту там пролетит другой спутник, так что смысла никакого нет».
Мечта Гершензона — долгосрочные контракты на мониторинг промышленных объектов вроде портов, дорог, трубопроводов. Ради таких заказов он готов выполнять проекты для госструктур бесплатно. Например, сделал для администрации Новороссийского морского порта 50 снимков акватории, что позволило задержать пять судов-нарушителей, сливающих нефтепродукты прямо на рейде.
Занимается он и пропагандой применения космической съемки в повседневной жизни. Даже раньше, чем Google создал сервис Google Maps, Гершензон открыл сайт Kosmosnimki.ru, где бесплатно выкладывает снимки территории России со средним разрешением. Тот, кого интересуют карты или снимки с высоким разрешением, может заказать их уже за деньги.
Предприниматель уверен, что будущее его компании за персональными сервисами. «Вот приехал человек к озеру, например, и сразу посмотрел из космоса, насколько там чистая вода и какой температуры. Или отметил на карте положение своей машины на автостоянке, а после работы спутник к ней приведет», — мечтает Гершензон. Но таких разработок у «СканЭкса» пока нет. Так что по вечерам предпринимателю приходится блуждать по огромной автостоянке возле бизнес-центра, где расположен офис «СканЭкса», разыскивая свой автомобиль.