К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Старт на льду

Старт на льду
Компания Zirax разбогатела на реагентах для московской мэрии. Но долго зависеть от такого заказчика опасно

Времена, когда на зиме зарабатывали соляные магнаты, прошли. Техническая соль растворяла лед, но вместе с ним съедала фундаменты, корни деревьев, шины и даже троллейбусные провода. Начиная с 2001 года Москва экспериментировала с реагентами и наконец остановилась на составе на основе солей натрия, калия, кальция или магния. Сначала химикаты импортировались из Финляндии, Израиля и Китая, но потом нашлись и российские производители.

Больше всех успели заработать на контрактах с Москвой Эльдор Азизов и Михаил Баранов — соответственно председатель совета директоров и гендиректор группы «Никохим», через которую они контролируют два волгоградских предприятия, «Каустик» и Zirax, которые в первой половине 2000-х годов стали основными поставщиками реагентов для правительства Москвы. В 2006 году уже больше половины выручки Zirax приносили поставки реагентов столичному правительству, а доходы компании за год выросли почти в два раза, до $19,4 млн.

Будущее стабильно, когда есть такой надежный заказчик? Как бы не так. Уже зимой 2007 года волгоградские химики ощутили на себе всю силу административной конкуренции. Когда были объявлены результаты очередного тендера на поставку реагентов на сумму 1,5 млрд рублей, выяснилось, что пять из шести лотов выиграла неизвестная рынку московская фирма «НПП «Противогололедные системы и реагенты»» с уставным капиталом 10 000 руб. Из-за проигрыша в тендере только один «Каустик» потерял тогда 220 млн рублей. Химики затеяли скандал, который закончился походом в Госдуму с предложением принять методики определения показателей качества реагента и добиться ужесточения правил госзакупок этих материалов. Предлагали, например, ввести условие, чтобы участники тендера подтверждали наличие у них мощностей по производству реагентов. Участники рынка утверждают, что у «Противогололедных систем и реагентов» никаких мощностей не было и фирма эта — просто посредник.

 

Но добиться результата не удалось. В списках поставщиков этого года НПП опять фаворит. А выручка от поставок Zirax на московский рынок сократилась больше чем в четыре раза — с $26 млн (зима 2007/2008 года) до $6,13 млн (зима 2008/2009). Если раньше Азизов с Барановым поставляли 40% реагентов для Москвы, то сейчас — всего лишь 15%. К тому же по требованию правительства Москвы в этом году пришлось сделать пятипроцентную скидку. За два года цена реагентов для Москвы снизилась на 10%, пожаловался Forbes руководитель федеральных проектов Zirax Сергей Мизитов.

Пора затягивать пояса? Ничего подобного. Поднявшись на городских заказах, Zirax еще в 2005 году провела IPO на «площадке молодняка» — рынке AIM Лондонской фондовой биржи, где за 30% акций выручила £7,75 млн. Треть вырученных денег Zirax потратила на создание в Италии совместного производства с европейским химическим гигантом Solvay, поставив себе амбициозную цель занять 20% мирового рынка гранулированного хлористого кальция. А недавно компания приобрела стопроцентную долю австрийской компании Solith Anlagenbau und Servicе, которая производит и продает противогололедные реагенты. Ставка сделана на страны Европы с более понятными правилами игры. Zirax утверждает, что со спросом проблем нет: муниципалитеты целого ряда европейских городов покупают ее реагенты.

 

Кроме того, компания увеличила производство реагентов для нефтехимической промышленности: эти поставки достигают теперь 80% ее выручки. Разбогатев на московских заказах и приобретя нужный авторитет, Zirax сумела вовремя «соскочить».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+