17 октября состоялось награждение победителей российского этапа Международной молодежной премии в области предпринимательства (GSEA), организованного известным предпринимателем Сергеем Выходцевым совместно с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Глава Департамента Алексей Комиссаров вручил первый приз Даниилу Мишину, не только самому удачливому, но и самому молодому среди финалистов — ему сейчас 20 лет. Заниматься бизнесом в сфере гостеприимства (а проще говоря, сдавать жилплощадь отдыхающим) он начал в 14 лет в родном Севастополе на Украине, для начала переделав под хостел 2-комнатную квартиру родителей (модный формат хостела подсмотрел за границей). В 16 лет приехал «покорять Москву», да так здесь и обосновался. Сейчас ему принадлежит сеть Bear Hostels из трех хостелов в Москве и еще четыре хостела на Украине.
— Как вам пришла мысль заняться хостелами?
— На Украине эта идея не звучала как что-то экстраординарное, таким бизнесом занято большинство, полно пацанов стоят с табличками на вокзалах и завозят народ в квартиры.
— Но хостел вроде бы не просто квартира. Что это такое в вашем понимании?
— Трудно определить, лично я считаю, что это молодежная гостиница, для которой характерным является многоместное размещение, наличие минимального количества дополнительных сервисов, санузлы и душевые на этаже. Зато проживание сопряжено с большим количеством новых знакомств, в том числе международных. Нас часто покупают не из-за дешевизны или местоположения, а потому что атмосфера правильная, это важно.
— Когда вы решили поехать в Москву?
— В 16 лет, когда экстерном кончил школу и решил поступить в московский ВУЗ. Вместо этого занялся бизнесом. Это в 2008 году было, у вас кризис, у нас, наоборот, успешное начало. Недвижимость очень дешевая была.
— У вас арендованные помещения?
— Да, и тогда удавалось очень хорошо продавливать арендодателей по цене. В кризис мы очень быстро развивались. Я тогда это не полностью понимал, но недвижимости было столько, мама не горюй, и стоила она ничтожно мало.
— И почем вы арендовали первый хостел?
— Это была квартира 120-130 м, мы ее арендовали за 70 000 рублей в месяц, в центре, на Маяковке. Потом, когда рынок начал расти, стало сложнее.
— В Москве не было хостелов на тот момент?
— Их было шесть. Но при въездном потоке иностранцев на тот момент — около 2,5 млн человек — это ничто.
— Неужели никто раньше вас не догадался делать хостелы?
— Ну знаете, мы во многом от Запада отстаем, идеи приходят сюда постепенно. Я приехал, увидел возможность и решил: почему бы и нет.
— На Украине кто у вас основные клиенты? Наши, россияне?
— Знаете, нет. Я открылся на Украине, и вскоре она стала безвизовой для стран Евросоюза, США и других. А потом появилась авиакомпания-дискаунтер, которая стала делать перевозки на Украину из Центральной и Западной Европы. Из Лондона можно реально прилететь за £20.
— В Москву вы приехали с каким-то начальным капиталом?
— Миллион рублей у меня был. В то время этого было достаточно.
— На ремонт стометровой квартиры? Маловато, я сказал бы.
— Ну, конечно, экономили, приходилось креатив включать. Мы первые многоярусные кровати, например, закупили в организации, которая занималась поставками в тюрьмы по госконтракту. Более того, эти кровати были б/у, так что пришлось самим надписи всякие закрашивать.
— Как вы гарантируете, что владелец вас не выгонит из помещения?
— Это типичный риск для проектов в сфере HoReCa. Ну что делать, подстраховываемся долгосрочными договорами аренды, которые подлежат регистрации в Росреестре. Это уже документ, который невозможно игнорировать.
— Ну это еще надо уговорить арендодателя, ему же придется налоги платить.
— А мы никогда недвижку вчерную не брали, нам это не надо. Мы же на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» работаем. Нам выгодно платить аренду вбелую, расходы показывать.
— Кто владельцы Bear Hostels?
— Я, мой брат и два знакомых банкира.
— Сколько у вас сейчас мест в хостелах в Москве?
— 230 мест. Это немного. Мы не стали сильно расширяться по одной причине — хотели как следует разобраться в этом бизнесе. Очень много знаю проектов, которые на волне первого успеха стали тиражироваться и потом разорились. Нам нужно сделать правильную франшизную документацию, прописать все процессы и т. п. В общем, продукт был готов к тиражированию только в сентябре этого года.
— По каким признакам вы это определили?
— По невовлеченности себя, это во-первых. У меня наконец-то качественный управленец по Москве, экспат. Во-вторых, по загрузке — я вижу, что она резко возросла, это говорит о прорыве в качестве продукта и о прорыве в маркетинге.
— Как вы продвигаетесь, кстати? Среди иностранцев в основном?
— Нет, у нас 65% клиентов россияне и граждане СНГ.
— Вам удается удерживать формат? Ваши хостелы не превратились в общежития для гастарбайтеров?
— Нам удалось не превратиться в ночлежку, это как раз то, чего мы больше всего боялись с самого начала. Сейчас я вижу, что получился качественно иной продукт. Раньше случались периодически разные проблемы, мне постоянно звонили, теперь этого нет.
— Какие проблемы?
— Если не налажен процесс, персонал не знает, что делать в нештатных ситуациях: когда гость хамит, или кто-то напился, или драка, или не хочет платить. Сейчас мне уже, слава богу, больше года не звонят с такими вопросами. У нас свой ЧОП теперь есть. Две минуты, и они на объекте.
— Для работы хостела нужно какое-то лицензирование?
— Нет, порядок уведомительный.
— Какая у вас выручка?
— В 2012 году планируем выйти на $2 млн.
— Где доходнее бизнес, в России или на Украине?
— В России, конечно. В Москве большой пассажиропоток. Летом у нас самые разные страны и личности, а зимой в основном молодежь приезжает на культурные и спортивные мероприятия, к друзьям, к родителям.
— Сколько у вас стоит место?
— 630 рублей в сутки в Москве.
— Что труднее всего оказалось наладить в этом бизнесе?
— Побороть воровство, причем самих сотрудников. Была большая проблема: около 20% выручки сливали себе в карман некоторые. Мы научились работать с этим, отказались от собственных кассовых аппаратов и поставили терминалы Qiwi, подвязанные к нашей системе автоматизации. Ни один клиент в руки сотруднику деньги не передает, мы это видим по видеокамерам.
— Питание в хостелах ведь у вас есть?
— Да, конечно. Мы сдаем в аренду партнерам площадь под терминалы по продаже горячего питания. Мы зарабатываем с этого, а для клиента это новый сервис, который пользуется большим спросом: за день все съедают подчистую. У нас на территории продается все: и средства гигиены, и трусы, и носки, все что угодно, и все через автоматы. Часть аппаратов пришлось даже самим разрабатывать, для продажи шампуней и зубных щеток, например.
— Эти дополнительные услуги дают большую прибавку к выручке?
— Неплохую, около 30%. Мы же со всего комиссии берем: заказ такси, билет в кино, авиабилет и т. п.
— А рекламируетесь как?
— Сейчас основной источник клиентов — наш сайт. Мы его переделали, 300 000 рублей вложили. Для вас это смешные деньги, наверное...
— Ну отчего же, вовсе нет. Мы не только про олигархов пишем.
— Когда меня спрашивают, зачем вы этим занимаетесь, я отвечаю: «Хочу попасть в десятку Forbes».