Как компания из Калининграда конкурирует с производителями квадроциклов из Азии
Дмитрий Сивков, совладелец компании Baltmotors, которая собирает в Калининграде легкие мотоциклы, мотороллеры и квадроциклы из китайских комплектующих, на собственной технике не ездит — на досуге предпочитает кататься на лошади. Но экстремальные гонки на квадроциклах с участием команды Baltmotors смотрит с азартом. Он включает видеопроектор и на стене кабинета мелькают кадры: квадроциклы его завода лихо преодолевают препятствия из бревен, не буксуют в грязи, форсируют глубокие лужи.
Сивков тратит на команду $100 000 в год, но этих денег предпринимателю не жалко. В июне на этапе Чемпионата России в Пензе калининградский спортсмен занял первое место. «Когда на подиум выходят Baltmotors, Yamaha и BRP, все понимают, что у нас достойная техника», — говорит Сивков. Это подстегивает продажи — годовая выручка компании, где трудятся 60 человек, составляет около $20 млн.
Мопед для сборки
Baltmotors первой в России наладила сборочное производство мототехники. Выпускник мореходного училища Дмитрий Сивков сколотил небольшой стартовый капитал на торговле автомобилями. Условия свободной экономической зоны позволили ввозить комплектующие, не платя 20–30% пошлины, и Сивков с партнером Дмитрием Дамаевым решили собирать мотоциклы. «Хотели автомобили, но это слишком круто для нас», — объясняет Сивков.
Стать машиностроителем оказалось не так сложно. В 2003 году Сивков послал письма с предложениями о сотрудничестве в Yamaha и BRP (подразделение канадской Bombardier, занимающееся производством техники для активного отдыха, в том числе квадроциклов). Не дождавшись ответа, обратился в китайское консульство. Дипломаты тут же прислали контакты пяти фабрик, заинтересованных в сотрудничестве. По Китаю в целях экономии Сивков перемещался в плацкарте, о чем до сих пор вспоминает с ужасом: лето, 47 градусов жары и толпы народа. Но партнера он все-таки выбрал — компанию Qingqi, собиравшую мототехнику для Suzuki и имевшую опыт поставок в Европу.
Сразу после Китая Сивков отправился в путешествие по России, предлагая потенциальным партнерам выгодную сделку — за $350 заказывать у него 50-кубовый скутер, который можно перепродавать по $500. Предоплата от 15 дилеров, согласившихся ждать доставки полгода, позволила весной 2004 года запустить производство. Сейчас «Калининградский мотозавод» арендует 5000 кв. м в технопарке между складом Coca-Cola и цехом по сборке душевых кабин. Обучением работников занялись менеджеры, которых Сивков переманил с калининградского завода «Автотор», где собирают BMW и Chevrolet.
Через год выяснилось, что затраты на сборку и упаковку дешевых скутеров «съедают» выгоду от таможенных льгот. Да и покупают их только с марта по октябрь. В 2006 году Сивков с Дамаевым переключились на более серьезную технику — квадроциклы и мотоциклы. Сейчас Baltmotors сотрудничает с Qingqi, с тайваньским производителем квадроциклов SMC, китайским мотозаводом Zongshen и немецким разработчиком скутеров Kreidler. Вся собранная в Калининграде техника продается под маркой Baltmotors. «Продавать чужой бренд — бесперспективное занятие, — объясняет Сивков. — Сегодня ты дистрибьютор, а завтра найдут другого».
Первый мотоцикл
Ежегодно завод выпускает 4000 мотоциклов, 2000 квадроциклов и 6000 мопедов. Основной резон покупать технику Baltmotors, как и в случае с китайской техникой, — цена. Чоппер BM Classic 200, например, стоит всего 71 490 рублей. «Мы позиционируем себя как первый мотоцикл у владельца, — говорит партнер Сивкова, коммерческий директор Baltmotors Дмитрий Дамаев. — Не жалко отдать эти деньги, чтобы понять, мотоциклист ты или нет».
«Подержанный японский мотоцикл можно купить за 150 000 рублей, и он будет долго ездить, а китайские ломаются через 10 000 км. Хуже все — от качества стали до технологий, которые находятся на уровне 1990-х годов», — говорит Кирилл Вечтомов, совладелец учебного центра «Мотошкола.ру», где предпочитают учить вождению на японских мотоциклах Honda. Но именно плохая репутация китайской техники помогает Сивкову, собирающему свои изделия из китайских машино-комплектов, находить покупателей. Парадокс? Вовсе нет. «Сборка — это не только способ уйти от пошлины, это еще и возможность проконтролировать качество», — говорит предприниматель.
Партии машино-комплектов из Азии приходят на завод каждые две недели. При отправке груза из Китая (идет морем 35–40 дней) его проверяют специалисты Baltmotors. Кроме того, компания требует от поставщиков дорабатывать модели для российских условий. «Так, как у нас, больше нигде не ездят», — говорит Дамаев. Тайваньцы по просьбе Baltmotors стали делать электрические разъемы влагоустойчивыми, переставили тормозной тросик (он проходил слишком низко и мог легко порваться), даже приглашали японского специалиста, чтобы перенастроить режим работы карбюратора для России. Рамы, оцинкованные детали и защиту для мотоциклов Сивков заказывает в России — локализация достигает 35%. «Доверия к Baltmotors больше, чем к китайцам, они хоть за что-то несут ответственность», — признает Кирилл Вечтомов из «Мотошкола.ру». «Техника оправдывает ее стоимость», — говорит Юрий Скалин, директор «Калининградской мясной компании», входящей в агрохолдинг «Мираторг». Его фирма закупила шесть квадроциклов Baltmotors для пастухов и охранников.
В ассортименте Baltmotors есть и скутеры европейского дизайна — договориться помог немецкий партнер, появившийся у Сивкова и Дамаева в кризис 2008 года. Банки тогда перестали выдавать кредиты, дилеры, число которых сократилось со 120 до 50, не могли платить вперед, да еще и китайский поставщик квадроциклов, компания CFMoto, решила раскручивать в России свою марку. Сивков тогда обратился за помощью к коллеге, тоже сотрудничавшему с Китаем, — совладельцу немецкой фирмы Prophete GmbH Бертольду Ленеру, с которым раньше встречался на выставках.
Немцы создали в Калининграде СП: внесли в уставный капитал €800 000 и дали деньги на закупку комплектов. Но Сивков по-прежнему жестко экономит. Например, продолжает снимать помещение, чтобы в кризис можно было легко ужать производство.
Если в начале работы Baltmotors занимала 25% рынка недорогой мототехники, то сейчас — около 10%: в 2009 году компания «Веломоторс», собирающая велосипеды под маркой Stels, начала собирать и квадроциклы. Конкуренция обостряется. По данным аналитической группы Customstat, в 2011 году объем импорта квадроциклов в Россию увеличился на 4% и составил $28,7 млн (12 600 штук), 62% ввезенных моделей приходится на Китай. В 2015 году из-за требований ВТО Россия снизит импортные пошлины на мототехнику с 30% до 15%, а еще через год закончится действие льгот в Калининграде. Возвращаться к торговле автомобилями Сивков не собирается. «Мы всегда будем что-то собирать. Возможно, уже в Китае или другой части мира», — говорит предприниматель.