Большинство малых предприятий не могут позволить себе штатного бухгалтера и пользуются услугами фрилансеров или аутсорсинговых фирм. Опыт сотрудничества не всегда удачен. Исправлять ошибки всегда дорого.
«У нас был случай — пришли руководители посреднической фирмы, которая при небольшом штате имела большие денежные обороты, миллиарды рублей. Внештатным бухгалтером у них работала какая-то родственница начальника, что-то ваяла у себя на дому, сдавала балансы. Когда над фирмой нависла налоговая проверка, выяснилось, что уплаченные налоги даже близко не совпадают с тем, что причиталось с этой фирмы по закону. Пришлось в срочном порядке восстанавливать отчетность, что обошлось им в 2 млн рублей только за наши услуги», — вспоминает Даниил Узких, гендиректор бухгалтерской компании «Инкаунт».
Forbes опросил предпринимателей и бухгалтеров, на что стоит обращать внимание при выборе бухгалтера-фрилансера, чтобы потом не пожалеть о своем решении.
1. Недавно нанятый бухгалтер не беспокоит вас неделями. Думаете, повезло? Скорее всего, ровно наоборот. Нормальному бухгалтеру должно быть не все равно, как ведется учет в фирме, с которой он сотрудничает: он постоянно что-то спрашивает, требует какие-то дополнительные документы. Если бухгалтер затих, скорее всего, он просто «рисует» балансы без упора на первичную документацию. А это значит, при налоговой проверке возникнут проблемы.
2. Хороший бухгалтер должен хранить реквизиты всех ваших первичных документов (договора, счета-фактуры, накладные, акты), забивая их в базу (обычно это «1С: Бухгалтерия»). При вопросе, откуда взялась та или иная цифра налога, должен уметь быстро, в течение 5-10 минут, со ссылками на нужные документы обосновать свою позицию. Если он этого не может, значит, в учете кавардак, который рано или поздно выйдет вам боком.
3. «Профессионал ничего не принимает на веру, все перепроверяет», — говорит директор малого предприятия в сфере консалтинга Нина Иванова. Она предлагает такой тест: сделайте договор с ошибкой — например, не хватает одной цифры в номере расчетного счета получателя. Дайте его бухгалтеру и предложите сделать платежку. Если бухгалтер бездумно перепишет в нее неправильные реквизиты — значит, он не слишком хорош. Правильный бухгалтер обязательно заметит и исправит ошибку.
4. Поинтересуйтесь прошлым местом работы бухгалтера, спросите, чем он занимался, какой имеет опыт. «Мы делим учет по сложности на три уровня. Самый простой — в сфере услуг, средний — в торговле и самый сложный — на производстве. Имейте в виду, что бухгалтер, поработавший на сложном уровне, может заниматься и более легкими темами, а вот наоборот, скорее всего, не получится», — предостерегает Узких из «Инкаунта».
5. Опытный бухгалтер умеет находить общий язык с налоговой. Это необходимо при повседневной работе и уж тем более при проверке. Если бухгалтер постоянно жалуется на налоговую инспекцию — это плохой признак.
6. «Хороший бухгалтер не тот, который вовремя сдает балансы, а тот, кто знает законы и постоянно предлагает руководителю какие-то методы легальной оптимизации налогообложения. В ходе деятельности он что-то начинает предлагать, и видно, что это получается, налоги уменьшаются, а налоговая не возражает», — говорит Лидия Семицына, директор малого предприятия в сфере бытовых услуг.
7. Обычно бухгалтер-аутсорсер ведет сразу несколько фирм. Постарайтесь выяснить, какой объем работы у вашего подрядчика. Если у него есть основная работа и 45 побочных клиентов, вряд ли вашей фирме будет уделяться достаточно внимания. Без ущерба lдля качества один бухгалтер может обслуживать не больше десятка фирм.
8. Даниил Узких также рекомендует насторожиться, если услуги предлагаются по демпинговой цене. Стандартные расценки бухгалтера-частника — 5000-15 000 рублей в месяц, аутсорсинговой фирмы — 12 000–30 000 рублей в месяц.