Спарринг для стартапа: каким должен быть идеальный ментор
Менторство — искусство древнее и интернациональное. Его знали в и Древней Греции, и в Советском Союзе. С развитием технологического предпринимательства термин получил вторую жизнь. Современные словари определяют ментора как советчика, наставника и воспитателя и вроде бы не дают оснований для разночтений. Однако на состоявшейся во время Российского интернет-форума дискуссии, посвященной менторству, мнения самих менторов и их подопечных разошлись радикально.
Чего ждать?
Один из участников спора рассказал, что заочно выбрал ментором известного международного бизнес-ангела. После многократных отсрочек тот назначил ему встречу… в Бразилии. Выслушав собеседника, гуру сказал дежурную фразу: «Верь в себя, дерзай, у тебя все получится». Рассказчик до сих пор считает его ментором, давшим самый ценный в жизни совет.
Другая история произошла с моим другом-ментором. После первой встречи потенциальный подопечный спросил, когда он сможет получить новую маркетинговую стратегию, и был расстроен, узнав, что готового продукта не получит.
Третий вариант реализует мой знакомый предприниматель. Своим ментором он считает бизнес-ангела, вложившего небольшую сумму в его компанию на старте. Живет тот в Америке, за спиной — несколько успешных стартапов и на вопросы часто дает оторванные от нашей действительности ответы. Но иногда очень в тему!
Какая из этих историй предпочтительнее? Желающих перекинуть ответственность на старшего товарища ждет разочарование (история №2).
Ментор направляет, но не диктует, помогает, но не делает за вас, советует, но не принимает решения.
Герою истории №3 повезло — в одном лице он имеет и ангела, и ментора, и консультанта. Как инвестор тот мотивирован давать правильные советы. А вот «бразильский» вариант нетипичен. Моральная поддержка важна, но недостаточна. Ментор — интеллектуальный спарринг-партнер, который старше, умнее и опытнее вас. Его миссия — задавать правильные вопросы, давать оценку идеям и выводить на правильные решения, за которые вы несете ответственность.
Как распознать?
На рынке немало несостоявшихся консультантов или бывших сотрудников госучреждений, позиционирующих себя как менторов. Они могут быть даже вредны, поскольку сами не создали ни одного бизнеса. Наставник должен разбираться в любом вопросе, связанном с организацией работы стартапа. Это достигается только практикой, инвестиционной или предпринимательской.
Не стесняйтесь изучить биографию будущего наставника, особенно если его вам предлагает ваш грантодатель — государственная структура.
Человек, работающий исключительно ментором, на мой взгляд, очень подозрителен.
Глубина погружения
Участвовавшие в споре наставники утверждали, что ментор — стратег и не должен глубоко изучать операционную практику подопечного. Предприниматели возражали: не зная ситуации нельзя дать верный совет. Один из них рассказал, что когда у его компании был кассовый разрыв, ментор посоветовал усилить отдел продаж. «Но у нас не было денег на зарплату!» — возмущался он.
Высота птичьего полета, как и глубина погружения, должны быть под контролем.
В идеале ментор должен хорошо ориентироваться в 5-7 ключевых показателях бизнеса и не чаще, чем раз в месяц обновлять свои знания.
Бизнес или любовь?
На чем основано менторство — просто хороших отношениях или хороших, но коммерческих? Не надо «хантить» ментора, это должна быть любовь, заявил один из участников дискуссии. И уточнил — если ментор начинает говорить о финансовых условиях, я с ним сразу расстаюсь.
Другой рассказал, что нашел гуру в Кремниевой долине, который прошел путь от индийского эмигранта до успешного бизнесмена и раз в месяц охотно общается. Но для долгоиграющего сотрудничества такой вариант ненадежен, всегда есть риск, что крупному бизнесмену это просто надоест.
Ментор — это партнер, желающий и способный помочь заработать и вам, и себе.
Менторская работа может и должна быть возмездной. Это поможет избежать конфликта интересов и быть уверенным в том, что ментор вас не «кинет».
Чем платить?
Удачный вариант — включение менторов в совет директоров на условиях опционной программы. Такую модель реализовала, например, компания «ВитаПортал». Основатели договорились с тремя экспертами международного уровня, среди которых — один из самых известных в мире инвесторов в цифровое здоровье Эстер Дайсон. Встречи совета проходят ежеквартально, «ВитаПортал» оплачивает прилеты менторов в Москву. И это того стоит.
Например, в 2012 году менторы скорректировали стратегию компанию и спасли ее, предложив необычный подход к контенту в области здоровья: персонализацию на основе анализа данных пользователя. Компания не только выжила, но и заняла лидирующую на рынке позицию.
Другой вариант сотрудничества с ментором — доля в бизнесе (около 5%). Это оправдывает непредсказуемый масштаб вложенных ментором усилий, и гуманно для вашего бизнеса. В конце концов, станете вы миллионеров или нет, не зависит от размера доли, отданной ментору.