К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Может ли планшет обучить детей?

фото Getty Images
фото Getty Images
Полуфиналист конкурса стартапов Forbes проект Indigo Kids надеется на этом заработать

Молодая семья — муж, жена и двое маленьких детей — расположилась в тени у бассейна. У каждого в руках — планшет. Шестилетняя Ума передвигает пальцем на экране запчасти игрушечного кораблика: лодка — из картона, парусник — из пальмового листа. Все — виртуальное, но заканчивается игра заданием: «А теперь сделай то же самое из настоящих материалов».

На острове Самуи в Сиамском заливе в каждом втором доме живут программисты. На соседнем острове Ко Чанг в 2010 году был запущен стартап LinguaLeo — популярный веб-сервис для изучения английского языка в игровой форме. Команда Тимофея Ра, лидера стартапа Indigo Kids (это он с семьей — у бассейна), работает здесь несколько месяцев. «Моя главная задача — увлечь детей развивающей игрой на планшете и помочь перенести ее в реальность. А у моих детей здесь два дела — купание и тестирование моего продукта», — рассказывает он.

В 2005 году Тимофей уехал из Москвы в Гоа и открыл йога-центр Free Flow Yoga. В сентябре 2012 года он основал в России компанию Indigo Kids и начал процесс регистрации филиала на Кипре в расчете на зарубежные инвестиции и для выхода на иностранные рынки. В Гоа Тимофей и его коллеги организовали учебный центр, в котором тестировали отобранные родителями детские развивающие приложения других разработчиков, с целью найти те, в которые больше всего нравится играть детям. Кроме того, команда занялась разработкой методики, при помощи которой можно было бы научить маленьких детей применять в реальности знания, полученные во время игры на планшете.

 

Экспериментируя с детьми, разработчики убедились, например, что обычный конструктор по популярности у детей пока не смогла победить ни одна высокотехнологичная «летающая» или «стреляющая» игра. Разработчики нашли свою «изюминку», рассчитанную на родителей, у которых было «советское» детство — решили разрабатывать виртуальные дворовые городки, классики и «резиночки», то есть все то, во что, отложив планшет, можно поиграть в реальности.

Основатели Indigo Kids провели еще одно, важное для будущего бизнеса исследование, в результате которого выяснилось, что из 300 молодых родителей половина имеет планшет. Две трети обладателей устройства дают его своим детям в среднем на 1-3 часа в день, а также готовы платить за установку и обновление приложений для детей не более 2000 рублей в год.

 

По данным Gfk, сейчас в России насчитывается около 6 млн планшетов. Меньше чем за год их количество утроилось. Исследование агентства Joan Ganz Cooney Center, охватившее 200 приложений AppStore в категории «образование», свидетельствует, что детский сегмент развивающих приложений растет, а взрослый сокращается -— на данный момент 80% самых популярных образовательных приложений рассчитаны на детей.

Виртуальные городки

Будущий продукт решено было формировать по принципу виртуальной вселенной, которую при помощи планшета шаг за шагом начинает постигать ребенок начиная с трех лет. В нее включили развивающие игры, творческие задания, музыку и даже стихи, которые английский поэт Питер Мур написал специально для проекта:

 

Tap-a-tap-tap! The woodpecker pecks
Drilling holes in the trees to find juicy fat insects

Если говорить буквально, разработчики взялись за создание трехмерной планеты, на которой расположены восемь игровых локаций, в том числе город, ферма, море и мир детства. В каждой есть свои персонажи. Задача ребенка — изучить элементы пространства, услышать звуки, стихи и истории, и понаблюдать за происходящими в каждой части вселенной процессами, а затем выполнять творческие задания.

После посещения одной из конференций Тимофей Ра решил добавить в проект детское визуальное программирование — продукт, с помощью которого ребенок научится создавать программы для игрушечных роботов, но не методом командных строк, а при помощи иконок, обозначающих команды — «стоять», «идти» и пр.

Сейчас команда насчитывает в общей сложности 25 человек, среди которых педагоги, психологи, программисты (многие работают в Белоруссии). Тимофей Ра занимается решением стратегических вопросов, поиском источников финансирования и продвижением проекта, а его супруга, переводчик и журналист Юлия Соловьева, формирует текстовое наполнение продукта.

Семья вложила в свой проект более $50 000. Еще $50 000 инвестировал первый бизнес-ангел проекта, шеф-корреспондент московского бюро газеты The Wall Street Journal Алан Каллисон. Компанию поддерживают также два российских бизнес-ангела. В течение ближайшего года на завершение разработок и запуск проекта требуется, по оценкам Тимофея, около $2 млн. Фонд BRC Capital заявил о готовности инвестировать в Indigo Kids после того, как количество скачиваний созданного продукта  достигнет отметки 50 000. Тимофей предлагал свою идею фондам Almaz Capital и Runa Capital, но те выдвинули аналогичное условие — инвестиции только после выхода на рынок.

 

К настоящему моменту предприниматели создали рабочий прототип (бета-версию) своей системы. Художники дорисовывают объекты и заканчивают изготовление интерфейса для первой игры, которая называется «Волшебный лес». Ребенок может вырастить из желудя дуб, из головастика — лягушку или накормить мишку медом. Все свои разработки команда проверяет на фокус-группе из 15 детей (возраст от 3 до 9 лет), куда входят и их собственные дети. Результаты бывают весьма неожиданные: при помощи одной из разработок девочку, которой еще не исполнилось три года, научили считать до ста. Шестилетняя дочь Тимофея Ума несколько месяцев занималась онлайн-сольфеджио и теперь самостоятельно пробует свои силы на реальных клавишах.

Презентация системы в ее окончательном варианте  намечена на 1 сентября этого года. География запуска — сначала Россия, затем США. В следующем году стартап рассчитывает выйти на рынок Индии и Китая.

Рынок приложений для детей не стоит на месте. Если два года назад количество подобных программ можно было пересчитать по пальцам, то сегодня наблюдается настоящий бум. К примеру, созданное шведскими разработчиками семейство приложений Toca Boca  было скачано более 27 млн раз за два года работы. Российские приложения ABS Desc, Montessori App и Pepi находятся в топах по количеству скачиваний в AppStore и Google Play. В прошлом году компания «1С-СофтКлаб» запустила обновленное приложение «Лунтик-малышам», герой которого «заработал» более 1 млрд просмотров на YouTube, а приложение с его участием стоит в два раза ниже среднего.

Тимофея Ра бурный рост конкурентов не смущает. «Мы уверены, что рынок не перенасыщен. Это как книжное дело: если еще один писатель написал очередную книгу, это не означает, что люди устанут читать. Прочитают, если она интересная», — утверждает он.

 

На откуп гаджетам

Основателю Indigo Kids также приходится отражать атаки профессиональных педагогов и родителей. Главное опасение — не навредит ли «планшетный» досуг неокрепшей детской психике? Генеральный директор сети магазинов развивающих игрушек «Вундеркинд» и отец четверых детей Антон Шатров считает, что планшеты и образовательные приложения никогда не заменят ребенку общения с реальностью и в систему дошкольного развития их нужно вносить дозами. «Для трехлетнего ребенка чрезвычайно важны тактильные ощущения, запах, вкус, а компьютер, пусть даже планшетный, таких возможностей не дает. Более того, наш опыт показывает, что дети привыкают даже к полезным игрушкам и перестают их воспринимать. А уж общение с планшетом может перерасти в игровую зависимость и на этом развитие закончится. Методисты рекомендуют — не более 10-15 минут в день за такими забавами. Не стоит отдавать раннее развитие на откуп гаджетам!»

Основатель компании «Бэби-клуб», мама четверых детей Евгения Белонощенко считает, что даже офлайновый детский бизнес постепенно перейдет на виртуальные рельсы: «Мы тоже смотрим в сторону мобильных приложений. Важно, чтобы технология встроилась в широкий ряд других обязательных детских активностей, но ни в коем случае не в ущерб им». .

Приложение Indigo Kids будет снабжено специальной функцией, которая будет отправлять предупреждения в стиле: «время за игрой — 25 минут, рекомендуем сделать перерыв» на смартфон родителей. При помощи этой программы мама сможет управлять планшетом ребенка — включать и выключать игры. А у ребенка на экране будет расположена кнопка «позвонить маме».

 

Если подойти к использованию гаджета трезво, можно извлечь из него немалую пользу. «У современных детей две проблемы — возбудимость и заторможенность. Телевизор действует отупляюще, а слишком динамичные и агрессивные игры выводят малышей из равновесия. А вот виртуальная игра со стабильным экраном, которая требует интеллектуального усилия, может быть очень полезна», — считает педагог, работающий по методике Монтессори, Елена Китаева.

Как зарабатывать

В течение первого года работы — до января 2015 года — Indigo Kids планирует продавать и частично распространять бесплатно свои приложения через AppStore, Google Play, Windows Market и Smart TV. Так легче будет выполнить условия инвестиционных фондов, которые готовы вложиться в проект, когда количество скачиваний достигнет 30 000-50 000. Команда рассчитывает выпускать по одному приложению в месяц и зарабатывать от $1 до $5 за скачивание. Продвигать свой продукт Indigo Kids планирует при помощи контекстной рекламы, акций и конкурсов на порталах для молодых мам, а также пользуясь услугами блогеров.

Риски «пляжного» бизнеса

 

Весной нынешнего года cтройные планы основателей Indigo Kids пришлось пересмотреть. Зарегистрированная на Кипре фирма после краха местных банков не смогла получить инвестиционный транш в размере €100 000. Тимофей Ра принял решение открыть филиал в Гонконге, разработчиков перевел на остров Самуи (Таиланд), а маркетологов — в Москву. «Работа в условиях тропического климата эффективна далеко не на всех этапах. На берегу теплого моря отлично идет творческий процесс, а вот более структурными делами — производством, решением финансовых вопросов, конечно, лучше заниматься в Москве, там психологически проще соблюдать дедлайны», -— признается Тимофей Ра. И добавляет: выводить проект на рынок команда будет в Москве.

После возвращения в столицу Тимофей пересмотрел формат своего проекта, преобразовав его в интерактивное издательство. Основным продуктом Indigo Kids будут иллюстрированные интерактивные книги для детей на планшетах — как собственного производства, так и сторонних детских художников и писателей. Также будет разработано приложение для родителей, которое поможет определить реальный уровень развития ребенка, даст практические советы на каждый день и рекомендации детских педагогов и психологов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+