Российские «банановые короли» совершили коллективную ошибку
Крупнейший оператор российского рынка бананов компания JFC (40% рынка, плантации в Эквадоре и собственная торговая марка Bonanza!) подал 20 февраля в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти заявление о банкротстве. В самой компании, контролируемой директором Михайловского театра Владимиром Кехманом, плачевное финансовое состояние объясняют последствиями «арабской весны» — до 30% продаж JFC приходилось на страны Южного Средиземноморья, именно там компания понесла значительные убытки и потеряла деловых партнеров. Сам Кехман от более подробных комментариев отказался, сославшись на то, что «не занимается оперативным управлением компанией». Другие операторы уверены, что самая крупная компания больше всех пострадала от стратегической ошибки — переоценки российского рынка фруктов.
На фоне известий о банкротстве крупнейшего импортера бананов другие импортеры в среду начали поднимать оптовые цены. О том, что происходит на фруктовом рынке, рассказывает руководитель банановой программы компании Areal Fruit Александр Никишин.
— Как отразится возможный уход такого крупного игрока, как JFC?
— Я не уверен, что компания покинет рынок. Уже были примеры, когда такие крупные игроки, как Sunway и Sorus, продолжали работать, но под другими именами. Скорее это попытка уйти от исполнения своих обязательств перед кредиторами. Другой вопрос, что заявление на банкротство, поданное JFC, уже дало сигнал рынку и началось спекулятивное поднятие цен. Коробка бананов стоит сейчас в Москве 850-870 рублей, хотя нормальная цена для этого месяца порядка 750 рублей. Трудно сказать, что цена растет только на новостях о банкротстве. Наверное, еще один фактор — ранняя весна.
— В компании Владимира Кехмана утверждают, что одна из причин тяжелого финансового состояния — «арабская весна».
— Главная причина — это общая для всех компаний стратегическая переоценка объема российского рынка. Рынок был оценен в 1,5-1,7 млн коробок бананов в неделю. Наиболее оптимистичные компании вообще давали 2 млн! При этом, реальное потребление в России было и остается на уровне 1,2-1,4 млн коробок. То есть все компании завезли минимум на 20% продукции больше, чем ее мог потребить рынок. Бананы хранятся неделю, максимум две. После этого их смело можно выкидывать. Мы все столкнулись с дилеммой: уничтожать товар или понижать цены на уже падающем рынке. Понижение цен еще больше обрушило рынок. Все это происходило на фоне общего снижения потребления фруктов в России — примерно на 10-15%. Это, скорее всего, следствие финансового кризиса. Люди стали экономить на фруктах. В результате всего этого в наиболее трудные для отрасли месяцы прошлого года цена коробки зеленых бананов падала более чем в два раза: в порту Петербурга вместо 450-550 рублей она стоила 250-260 рублей. Все операторы несли убытки 6-8 недель.
— Как могли все операторы рынка ошибиться в прогнозах одновременно и так сильно?
— Каждый делал свой прогноз самостоятельно. Поэтому и такой разброс — от 1,5 млн до 2 млн коробок. Возможно, часть компаний надеялась на увеличение своей доли на рынке. Скорее, все компании одинаково переоценили перспективы и масштабы роста рынка. И тяжелее всего это ударило по наиболее крупным и отягощенным инфраструктурой компаниям.
— Почему именно JFC перенесла этот кризис так тяжело?
— Неверно делать вывод, что проблемы JFC вызваны лишь сезоном. Их проблемы в первую очередь системные. Думаю, большую роль сыграли структурные издержки — у компании в собственности много предприятий по дозреванию бананов, много терминалов и много сотрудников.
Справка: Россия является одним из крупнейших импортеров бананов в мире. Объем российского рынка составляет около $900-1000 млн в год, а физические объемы превышают 1,1-1,2 млн т. Среднестатистический россиянин съедает за год 7 кг бананов. Основным экспортером является Эквадор, объем экспорта бананов из этой страны составляет около $800 млн. Источник: «Инвесткафе»