SmartMarket. Онлайн-биржа по торговле акциями непубличных компаний
SmartMarket — локализация под российские условия успешного американского проекта Secondmarket.com, онлайн-биржи по торговле акциями непубличных компаний, своеобразного «eBay для акционеров». Площадка позволяет зарегистрированным пользователям (физ- и юрлицам) выставить к продаже или объявить о желании купить любые акции непубличных компаний, а услуги биллинга, логистики и договорного сопровождения берет на себя.
Зарубежный аналог: Secondmarket.com; за 2010 год оборот торгов составил $408 млн, комиссия со сделки 2-5%, количество клиентов — более 50 000. Проект привлек на этапе создания $18,9 млн венчурных инвестиций, сейчас проект зарабатывает $10-20 млн в год. Проект взял в прошлом году множество международных наград в области финансовых инноваций и быстро набирает обороты: за I квартал 2011 года площадка сделала полугодовой оборот прошлого года.
Предпосылки создания проекта в России.
1. В России более активно развит непубличный сектор экономики, чем в США: по оценкам рейтинга Forbes на непубличную экономику приходится 30% годовой выручки, в 2009 году только у 200 крупнейших компаний была выручка в 6,8 трлн рублей, при этом в России существует около 500 000 человек миноритарных акционеров этих компаний.
2. Вторая волна приватизации: государство планирует в ближайшие 3 года выставить полностью или частично около 5500 предприятий к продаже — это десятки тысяч новых миноритарных акционеров среди работников и топ-менеджмента этих компаний.
3. Бум интернет-компаний в России, которым нужно привлекать капитал, получать публичные оценки своей капитализации, и при этом им дорого выходить на IPO.
4. Ожидаемые изменения в законодательстве, которые позволят иностранным гражданам напрямую приобретать ценные бумаги российских компаний.
5. Реализация государственного проекта по созданию Международного финансового центра в Москве к 2020 году — законодательные и инфраструктурные изменения, привлечение дополнительного капитала и инвесторов в страну.
Описание проекта:
— целевые аудитории клиентов: миноритарии непубличных компаний (500 000 человек), руководство непубличных компаний и их мажоритарные акционеры, инвестфонды, инвестбанки, брокеры;
— услуги: покупка бумаги, продажа бумаги, листинг компании (например, социальная сеть LinkedIn перед IPO проводит pre-IPO на secondmarket.com в течении года для определения оптимальной цены и спроса на свои бумаги, а Goldman Sachs скупал акции Facebook для себя и своих клиентов именно на этой площадке);
— никаких посредников при продаже\покупке акций;
— монетизация проекта: комиссия с продавца 3% от сделки, на третий год проект становится безубыточным;
— капитализация проекта: при прогнозируемом минимальном объеме торгуемых компаний и сделок по ним, и при существующих мультипликаторах для такого рода компаний, стоимость проекта составит $11,5 млн на третий год существования и $112,7 млн на пятый год (без учета международной экспансии).
Перспективы проекта:
— расширение продуктового ряда со стороны площадки: выпуск производных инвестиционных инструментов;
— расширение клиентской базы: привлечение иностранных клиентов для скупки российских ценных бумаг после снятия законодательных ограничений;
— экспансия проекта в другие страны: ТОР10 стран мира и ТОР3 стран СНГ по объемам непубличной экономики.
Подробный бизнес-план здесь.