Спасайся кто может: как уральская компания научилась зарабатывать на походной одежде
Двое мужчин в зимних камуфлированных куртках идут по льду крупного водоема. Через несколько секунд лед трескается, оба проваливаются, но не тонут. Куртки удерживают их на поверхности воды будто плавательные жилеты… Показывая ролик о действии своих спасательных костюмов, гендиректор компании «Интехно» Сергей Глядков замечает: «А когда все начиналось, я с трудом объяснил швейникам, что именно мне нужно сделать».
Выручка «Интехно» за январь — сентябрь 2015 года составила 43 млн рублей. Примерно 70% дохода приносят спасательные костюмы, палатки и спальные мешки с усиленной защитой от влаги и холода, а также военная и походная экипировка. Но еще шесть лет назад Глядков, уроженец города Заречный Свердловской области, торговал обычной одеждой и обувью, а его жена Марина работала директором местной сети продуктовых магазинов «Монетка».
В 2010 году супруги обсуждали в семейном кругу, не начать ли самим производить одежду. Только не повседневную — на этом рынке высокая конкуренция. Сергей Глядков вспомнил о недавней поездке на север:
«Там я видел, как люди занимаются охотничьим и рыболовным промыслом. В мороз и на воде многие погибают. И мне пришла в голову идея создать одежду, которая защитит от опасности утонуть или замерзнуть».
Предприниматель заказал опытным конструкторам одежды разработку лекал, купил партию нужных материалов и, освоив швейную машинку, изготовил прототип костюма. В качестве спасательно-защитного компонента он выбрал пенополиэтилен Isolon от Ижевского завода пластмасс. Помещение под швейный цех супруги Глядковы арендовали в зареченском бизнес-инкубаторе «Импульс». На компанию обратили внимание городские власти. Сергей Глядков получил грант на развитие по программе «Открой свое дело» — 680 000 рублей.
Запуск производства, включая закупку оборудования и материалов, обошелся почти в 3 млн рублей.
К концу 2010 года под маркой Raftlayer «Интехно» выпускала несколько моделей летней, зимней и демисезонной одежды (включая спасательную), спальные мешки и носки-портянки. «В первый год торговали в основном в розницу, радовались каждому проданному изделию», — вспоминает Глядков. От розницы он перешел к опту, разыскивая дилеров в регионах. В 2012 году компания получила около 9 млн рублей выручки, а ее продукция продавалась от Калининграда до Камчатки. «Дилером Raftlayer я решил стать, потому что сам два раза тонул, — объясняет Александр Савин из Воронежа. — Костюмы нужные — они и плавающие, и теплые».
Для удешевления производства Сергей Глядков размещал заказы на швейных предприятиях Свердловской области. Цех в Заречном он переориентировал на выпуск реабилитационных костюмов. В 2011 году, подавая заявку на грант в Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, владелец «Интехно» познакомился с врачом-неврологом Еленой Арондскинд, директором медицинского центра «Здоровое детство». Она предложила создать костюм для реабилитации больных ДЦП. Получив грант в 400 000 рублей и вкладывая текущую прибыль, Глядков за год разработал и сертифицировал такой костюм.
Его стоимость составила всего 5000 рублей, в то время как цена импортных аналогов начиналась с 30 000 рублей.
Спецодеждой от «Интехно» заинтересовались предприятия нефтегазовой и алмазодобывающей отраслей. Первый государственный заказ Глядков получил от Министерства обороны Казахстана на выставке вооружения «КАДЕКС-2012» в Астане. «Мы сделали плавающий бронежилет и навесили на испытуемого 25 кг — имитировали полную амуницию. Человек находился на воде и не тонул», — рассказывает предприниматель. После этого заказа он добавил в свой каталог модели армейских спальных мешков и палаток, непромокаемых чехлов для оружия.
По словам Глядкова, главной проблемой было пробиться в круг поставщиков Минобороны и МЧС. Многие заказы от государственных учреждений он получает благодаря знакомствам, завязавшимся на выставках. На тендерах победа достается «Интехно», когда другие не могут выполнить обозначенные технические условия. Так, в 2014–2015 годах компания Глядкова была единственным участником конкурсов на поставку средств поддержки человека на воде для Мордовской республиканской аварийно-спасательной службы и получила заказы на 255 700 рублей (данные СПАРК).
Основным бизнесом для «Интехно» по-прежнему является производство защитно-спасательной одежды. «Об этих костюмах мне рассказали коллеги. Я заинтересовался, потому что регион у нас сложный, часто бывают наводнения и паводки, — говорит Николай Находкин, начальник Службы спасения Республики Якутия. — Мы попросили Глядкова кое-что усовершенствовать, все было быстро сделано, и мы заказали партию». Вслед за тем ООО «Агентство новых технологий Севера», которым руководит супруга Находкина, стало дилером Raftlayer в Якутии. «Зимой у нас был случай — человек на снегоходе провалился под лед, снегоход ушел ко дну, а человек выжил, — добавляет чиновник. — Говорил потом, что друзья, подарившие ему костюм, на самом деле подарили жизнь».
За пределами России покупатели нашлись в Латвии, Белоруссии, Армении, Казахстане, Турции, Канаде.
Выручка компании в 2014 году составила 52 млн рублей. Представив свою продукцию на международной выставке IDEF-2015 в Стамбуле, Глядков неожиданно получил заказ от Министерства обороны Колумбии. По словам предпринимателя, за месяц «Интехно» продает в среднем более 500 единиц спецодежды и 20–30 реабилитационных костюмов. Медицинское направление он тем не менее продолжает развивать. И пробует силы в других направлениях. Например, с оглядкой на зарубежный рынок он взялся за разработку костюмов для яхт и серфинга.
«У нас были хорошие наработки по Германии, но все свернулось из-за санкций, — сожалеет гендиректор «Интехно».
И тут же меняет тон: — А экономический кризис на нас особо не повлиял. Работы в этом году гораздо больше, чем в прошлом. Наверное, все обратились к российским разработкам, чему мы очень рады».
Компания открывает второе собственное предприятие в соседнем Асбесте. Начаты переговоры о поставках спецодежды в «Газпром». Последняя новинка «Интехно» — палатка для Службы спасения Якутии. «Арктическая вещь! — хвалится Сергей Глядков. — При внешней температуре минус 40 градусов она сохраняет тепло до 31 градуса. Обычная военная палатка обеспечит лишь плюс 8. Представьте себе, какая может выйти экономия бюджетных средств!» А компании Глядкова — материальная выгода. Стартовые инвестиции «Интехно» окупились еще в 2012 году.