К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как российский разработчик беспилотников покоряет Голливуд

фото DR
фото DR
Владимир Белый построил бизнес на стыке дизайна и инженерного дела. Теперь дроны его компании используют кинопроизводители в России и на Западе

В знойный июльский день два года тому назад российский робототехник Владимир Белый проснулся в вагончике съемочной группы фильма «Ярость». В Голливуде он участвовал в съемках блокбастера  предоставлял дроны и системы стабилизации кинокамер. Спустя четыре дня Владимир понял, что хочет открыть собственное дизайн-бюро, конструирующее роботизированные системы для кино.

Интерес к съемкам и роботам у Белого появился в молодости. Образование он получил двойное  дизайнера и инженера автоматических систем управления. Еще в институте вместе с другом основал студию, где партнеры занимались дизайном интерьеров, снимали рекламные и корпоративные ролики, используя непопулярные тогда цифровые технологии. Со временем появились серьезные заказы — корпоративные документальные фильмы для РЖД, программы для MTV и региональных телекомпаний. Но партнеров тянуло к настоящему полнометражному кино. «Мы обращались на разные киностудии, но получить удалось только стажировку по кинопроизводству и режиссуре рекламных видеороликов»,  вспоминает Белый. В начале 2000-х он с партнером продал бизнес и занялся новым делом  организацией мероприятий.

Инженерное прошлое

Скоро в жизни Белого всплыло инженерное прошлое. В 2006 году знакомый предложил ему работу, от которой не смог бы отказаться ни один инженер,  заняться разработкой человекоподобных роботов. Следующие пять лет Белый провел в секретном государственном производственном объединении (выполняет заказы для Роскосмоса и Министерства обороны) и получил хорошую профильную подготовку.

 

В 2011 году вместе с несколькими партнерами он зарегистрировал фирму Alpha Smart Systems. На старте в проект было вложено около $1 млн, из которых 2 млн рублей  гранты посевного фонда Microsoft и фонда имени Бортника, остальное  собственные средства. На эти деньги группа из нескольких человек занялась разработкой систем распознавания мимики и эмоций человека.

Через год партнеры предложили Белому возглавить венчурный фонд, инвестирующий в проекты в области робототехники и искусственного интеллекта. Предприниматель понял, что принять предложение может, только повысив квалификацию. В это время основатели Alpha Smart Systems как раз подумывали открывать офис в США, и Белый понял, что самое время отправиться в Нью-Йорк учиться на специалиста по венчурным инвестициям.

 

В Нью-Йорке предприниматель познакомился с сотрудниками BBC, которые заинтересовались разработками Белого и решили приобрести их для проведения съемок. Через телевизионщиков Белый познакомился с голливудскими кинопроизводителями, которые предложили россиянину поработать техническим субподрядчиком на съемках фильма о Второй мировой войне под названием «Ярость». По чистому совпадению исполнительным продюсером этого фильма с бюджетом $80 млн стал сын экс-главы «Газпром Медиа холдинга» Михаила Лесина Антон, а на главную роль пригласили Брэда Питта. Для съемок «Ярости» Белый разработал конструкцию робота-вертолета для съемок с воздуха (в киноиндустрии их называют дронами), а также приспособления для камер  систему стабилизации и устройство для дистанционного контроля фокуса.

Через несколько месяцев, завершив проект в Лос-Анджелесе и учебу в Нью-Йорке, вдохновленный разработчик вернулся в Россию, где решил развивать разработки для киноиндустрии.

«Нет даже дюймовых болтов»

В России тема коммерческих дронов только набирала популярность. Использование их ограничивалось доставкой грузов при помощи устройств преимущественно китайского производства. По разным оценкам, в 2012 году в России было продано несколько сотен беспилотников, через год  тысяча, а сейчас общее количество используемых аппаратов составляет около 50 000 штук. Объем мировых продаж в 2014 году, по оценке партнера инвестиционного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers Мэри Микер, составил 1,5 млн штук ($750 млн). Одной из первых продвигать дроны в России начала компания CopterExpress  в 2013 году она занялась разработкой собственных конструкций, но, по словам основателя Олега Парфиленка, большим спросом продукция не пользовалась.

 

Белый решил, что самое время организовывать собственное производство. «Для начала мы с коллегами разобрали конструкции почти всех существующих импортных марок, изучили все плюсы и минусы»,  вспоминает он. Над первым дроном инженеры корпели около трех месяцев. Белый рассчитывал на российские комплектующие, но оказалось, что в стране никто не производит не только подходящих двигателей, но даже дюймовых болтов. Двигатели пришлось заказывать в Китае и Германии. Производство несущих конструкций Белый заказал на небольших частных производствах в Магнитогорске, Сергиевом Посаде, Москве и Борисове.

Разработку «мозга» для дронов  полетных микроконтроллеров, позволяющих управлять аппаратом, — Белый организовал в собственной лаборатории, для чего нанял четырех инженеров. Еще три человека занялись финальной сборкой аппаратов. Двух программистов взяли для написания программного обеспечения, загружаемого в дрон. С его помощью устройство без участия человека может летать по заданному сценарию, выполнять маневры, в том числе облетать препятствия. За всю историю компании с задачей не справились всего три дрона  потерпели крушение во время краш-тестов.

Сейчас на разработку дрона под специфические задачи уходит около месяца, на сборку  не более трех дней. В год компания производит около 150 беспилотников 15 различных модификаций, каждый из которых стоит в среднем 1-1,5 млн рублей при себестоимости около 700 000 рублей. Некоторые специализированные беспилотники могут обойтись заказчику в 30 млн рублей. Фирма Белого не единственная в России использует дроны для киносъемок, но никто кроме нее не разрабатывает собственные.

Годовая выручка компании от оказания киноуслуг  около $1,5 млн. Две трети приходится на сдачу в аренду дронов с пилотным сопровождением (120 000 рублей за съемочный день), еще 20% дает производство радиофокусов для дистанционного контроля фокусом камеры на расстоянии (именно такой аппарат использовался на съемках «Ярости»). Остальное  производство сопутствующих изделий  полетных контроллеров, систем стабилизации камеры, манипуляторов, модулей защиты от столкновений, а также обучение их пилотированию (месячный курс  около 1000).

Среди заказчиков Белого есть как российские, так и американские и европейские продюсерские компании. Этим он тоже отличается от конкурентов. «Мы не работаем на зарубежном рынке, здесь заказов хватает»,  утверждает Павел Фадюшин, владелец компании TV Copter, которая также сдает в аренду дроны для кино- и телесъемок. Стратегию Белого легко объяснить: в России за съемочный день фирма получает обычно не более 120 000 рублей, в Голливуде  около $15 000, по нынешнему курсу  в восемь с лишним раз больше. Есть у предпринимателя и «нетематические» клиенты. Так, для владельца нью-йорского кафе Carcosa и туристической компании Besttours Джеймса Бонни команда Белого с помощью дронов снимала рекламные ролики. «Российские дроны не уступают по качеству и в три раза дешевле американских»,  утверждает заказчик.

 

В 2014 году через общих друзей в Facebook Белый познакомился с продюсером и режиссером Сариком Андреасяном и тот предложил ему принять участие в съемках фантастического боевика «Защитники» с бюджетом 320 млн рублей. В мае нынешнего года дроны Белого уже бороздили небо над съемочной площадкой. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+