Драгоценные модели: как экс-чиновник стал автомобильным ювелиром
Экономист Евгений Пивень всегда обожал машины, но поворотной точкой для него стала выставка ретромобилей в Москве в 2006 году. Тогда вместе с будущим партнером по бизнесу Сергеем Рыковым он прогуливался вдоль рядов машин и удивлялся, насколько качественно те были сделаны. «Они практически не отличались от заводских: «нулёвым», на первый взгляд, машинам на самом деле было по 50-60 лет. Это были легендарные автомобили: «Крыло чайки», знаменитый Adenauer, на котором ездил канцлер ФРГ Конрад Аденауэр…», — вспоминает Евгений. Здесь же приятели познакомились с руководителями Chromov Collection - компании, которая продает европейские «олдтаймеры» (классические автомобили) в России.
Так будущие партнеры узнали, что в Европе коллекционирование раритетных автомобилей — целая индустрия, и предположили, что Россия вскоре пойдет по тому же пути. А те коллекционеры, которые могут позволить себе такие автомобили, наверняка захотят купить и их ювелирные копии, рассуждали друзья. И они решили попробовать заработать на этом.
Встали на крыло
Ни экономист Евгений Пивень, ни архитектор Сергей Рыков с автомобильным и с ювелирным бизнесом до этого дел не имели. Евгений Пивень работал старшим казначеем в отделе госдолга федерального казначейства и о собственном бизнесе только мечтал. Стартового капитала тоже не было, поэтому друзья решили взять в долг. Для запуска производства стандартных украшений найти капитал было довольно легко, но идея с ювелирными машинками никого не впечатляла. В итоге партнеры все же собрали $35 000-$40 000 стартового капитала по друзьям и знакомым. Этого хватило на то, чтобы изготовить несколько первых моделей и создать фирму Gem Tech, которая сейчас существует уже восьмой год. Правда, позже Сергей Рыков проект покинул — сегодня он руководит детским центром автомобильного дизайна в Политехническом музее. «Понял, что ему интереснее работать с детьми», — поясняет Евгений Пивень.
Пробным шаром стала модель Mercedes-Benz 300 SL «Крыло чайки» — она и сейчас стоит у Евгения в кабинете. «Я увидел ее на выставке, и она поразила меня своей красотой. Работа дизайнеров и инженеров впечатляла», — признается бизнесмен. Но у этого выбора были и более прозаичные причины. Этот легендарный автомобиль – самый узнаваемый, а значит, у него больше шансов быть купленным.
У партнеров не было никаких чертежей этой модели. Поэтому они купили несколько похожих игрушечных машин, вышли на сотрудников Mercedes в Германии и попросили их прислать фотографии настоящего «олдтаймера». Данные перевели в масштаб 1 к 24, и «выкройка» машины была готова.
Оставалось только найти «золотые руки»: московские ювелиры за заказ не взялись. Позже Евгений Пивень понял, почему сыпались отказы: такой уровень работ был немногим по плечу. Пришлось ехать в Ярославль, где партнеры нашли мастера с большим стажем — Бориса Колесникова. Он согласился, и вскоре в их руках оказалась копия легендарного «Крыла чайки» с корпусом из серебра, драгоценных камней и миниатюрным салоном из бивня мамонта. Эту модель предприниматели не стали продавать и оставили для рекламных фотосессий. Позже Gem Tech стал изготавливать более крупные модели, а «Крыло чайки» осталось в качестве талисмана.
После долгих поисков ювелира партнерам стало ясно, что нужно налаживать собственное производство полного цикла, со штатными ювелирами. Сегодня в GemTech пять мастеров, всего же в компании работают 15 сотрудников. Евгений Пивень, чтобы лучше понимать производство, за это время и сам изучил ювелирное мастерство и основы геммологии.
Роль детали
Делать копии машин по фотографиям и «китайским» игрушкам вскоре стало неинтересно: детализация получалась не та. «Нам хотелось проектировать шасси, кузов и другие запчасти с более высокой точностью — так, как это делают в автомобильной промышленности, или хотя бы приближенно», — объясняет глава Gem Tech. Для этого партнеры отправились в Германию. В Mercedes-Benz их радушно приняли и согласились дать лицензию и чертежи нескольких моделей для производства.
Сегодня Евгений Пивень ищет редкие автомобили через знакомых — в музеях, в гаражах бизнесменов. Например, он вышел на машину Олега Демина, владельца завода «Велком». «Мы нашли человека, который занимается сканированием. Сейчас он наш партнер, на тот момент у него было хорошее оборудование, — рассказывает бизнесмен. — Мы поехали к Хромову (Олег Хромов — глава Chromov Collection), сказали, что нам срочно нужно отсканировать автомобиль. В процессе оказалось, что наш партнер принес баллончик со спреем, который напоминает детский тальк, и обрызгал им полмашины. Этот «тальк» нужен, чтобы блики на поверхности отполированного автомобиля не мешали сканированию. И в какой-то момент появился Олег — он очень удивился, но не запретил работать».
После сканирования половины автомобиля (вторую отображают зеркально) создается 3D-модель на компьютере. Как правило, она состоит из 250-300 деталей, которые затем сводят в единое целое в компьютерной программе. Благодаря этой схеме под капотом модели в масштабе 1:18 могут установить рулевой редуктор с количеством оборотов, равным его реальному прототипу, спидометр, радио, часы на приборной панели и другие элементы и механизмы, рассмотреть которые без микроскопа удается с трудом.
Ювелирная работа начинается уже после того, как все детали отлиты в металле. Для этого в Gem Tech используют технологию литья по выплавляемым моделям, которая широко применяется в ювелирном деле. На полную сборку одной машинки, цена которой в среднем составляет €40 000, уходит около трех месяцев. Таким образом, за восемь лет Gem Tech при постоянной загруженности могли изготовить не меньше 30 моделей, но на сегодняшний день было сделано только 15 (все модели — Mercedes), еще две сейчас находятся в производстве. Почему партнерам не удалось выйти на планируемый уровень производства?
Теория и практика
Надежды на расцвет российского коллекционного рынка не оправдались — он не разросся до уровня европейского. «Сначала предполагалось делать модели на заказ с предоплатой. Но эта схема не сработала: количество коллекционеров старинных автомобилей оставалось все тем же — чуть больше десятка в Москве. Мы поняли, что можем делать их только сами, вкладывая свои деньги, и продавать уже по факту, когда клиент видит готовый результат. Российский рынок также не оправдал ожиданий: в 2008 году начался кризис», — поясняет Евгений.
Тогда компаньоны расширили производство: в продажу пошли запонки, брелоки, пряжки — все в автомобильной тематике. Они продавались на профильных мероприятиях (таких как ралли L.U.C Chopard или Mercedes-Benz Classic Day), но бизнес все равно не окупался, пока бизнесмены не нашли свою прибыльную нишу. Сегодня компания зарабатывает за счет создания и продажи корпоративных сувениров из драгоценных металлов и ювелирных украшений на заказ. Информацию о прибыли Евгений Пивень не раскрывает. Но, судя по статусу клиентов, среди которых «Аэрофлот», «Татнефть», «Мегафон», московская мэрия, правительство Республики Татарстан, известные автомобильные бренды, и офису в центре Москвы, у компании дела идут неплохо. При этом Пивень не стал совсем отказываться от создания драгоценных моделей «олдтаймеров». «Машинки дали толчок к тому, почему мы вообще решили заняться ювелирным делом и создали собственное производство», — говорит Евгений.
Для широкой души
Ювелирные ретромобили стоимостью в десятки тысяч евро позиционируются как эксклюзивные подарки или коллекционные предметы. Бизнесмен говорит, что не стремится к серийному производству и серьезным оборотам. «Несмотря на то, что машинки никогда не были нам в убыток, прибыль от них растянута во времени и нестабильна. Мы продали все наши модели, но это не зарабатывание денег, а все-таки хобби. Каждая машинка — шедевр, мы вкладываем в нее душу», — говорит он.
35-летний бизнесмен знаком со всеми процессами, происходящими в мастерской, и может сам создать 3D-модель автомобиля, но сейчас в основном он занимается менеджментом и новыми идеями. Мысль сделать «Аденауэр» с корпусом из цельного камня принадлежит тоже ему. «Это моя сумасшедшая задумка. Такого еще никто не делал! Я побывал на многих выставках, и увидел, что камнерезное искусство до сих пор ценится, и это очень красиво», — вспоминает предприниматель. Несмотря на разгар кризиса, модель нашла своего покупателя практически сразу. «Это один из тех редких случаев, когда я знаю, что владелец — человек, который действительно любит и разбирается в этом. Все остальные машины просто покупали в подарок как необычный сувенир», — говорит он.
Предприниматель задумывается о том, чтобы выйти с моделями «олдтаймеров» на международный рынок. Пока лишь одна из проданных моделей ушла за рубеж — в Дубай. По крайней мере конкуренции он пока не наблюдает: есть только один ювелир в Германии, который делает похожие вещи. Но Евгений сомневается, что спрос на такие предметы можно найти в рациональной Европе. «Такие вещи будут пользоваться спросом в Эмиратах или России. С Европой сложнее: у нас есть клиенты, например, в Англии, раз в год они заказывают имиджевые сувениры, но будут ли покупать что-то более дорогое? Я не уверен. Тут нужна русская душа, размах», — считает он.