Вагоновожатый: как бывший продюсер зарабатывает на кинофургонах
Стены переговорной комнаты компании «Кинодоктор» увешаны благодарностями от клиентов. Среди них — две расколотые тарелки, наклеенные на деревянную основу. «Кинодоктор» сдает в аренду гримвагены — передвижные гримерно-костюмерные комплексы. Тарелки — это выставочные призы, «киношные» символы: посуду бьют в начале съемок, на удачу. «Мы сегодня находимся в эпицентре кинособытий», — гордится гендиректор Евгений Непейвода. Услугами его фирмы пользовались продюсеры фильмов «Высоцкий», «Духless», «Елки», «Легенда №17», «Орда» и «Сталинград», многих популярных сериалов и телевизионных шоу. При выручке 70 млн рублей в 2012 году компания получила 40 млн рублей прибыли.
Не так давно Евгений сам был кинопродюсером.
Правда, рядовым. Выпускник Белорусского университета культуры, он работал в «Телевизионном творческом объединении» и сотрудничал с кинокомпаниями Сергея Жигунова и Александра Самойленко. «В какой-то момент стало стыдно за то, на каком уровне находится техника для выездных съемок», — рассказывает Непейвода. В Европе и Америке существует целая индустрия автокомплексов для кинопроизводства, но в России первые отечественные гримвагены появились на «Мосфильме» в 2000 году. По словам директора «Мосфильма» Карена Шахназарова, они были сделаны на базе автобусов ЛиАЗ и в аренду на сторону не сдавались.
Долгое время российские съемочные группы пользовались на выезде подержанными автодомами: кровати и встроенные кухни демонтировали, вместо них устанавливали зеркала и необходимую технику. Непейвода не раз обсуждал со знакомыми, что производство полноценных автокомплексов могло бы стать успешным бизнесом.
«Женя говорил, что есть голод по такой услуге: люди работали в примитивных условиях и считали это нормой», — вспоминает соучредитель «Кинодоктора» Дмитрий Сенюк, владелец рекламного агентства «Ацтек Медиа». В разговорах родилась идея бизнеса, в котором захотел поучаствовать их общий друг — совладелец девелоперской группы компаний МИЦ Александр Пальмов. «Я далек от кино, но Женя доходчиво объяснял и горел этим, я поверил в него», — замечает он. Рынок уже начал формироваться — еще немного, и возможности будут не те. К примеру, московская фирма «Киносервис» предлагала гримвагены нескольких модификаций, оборудованные на базе домов на колесах. В 2007–2008 годах появились компании «Капитан-фильм» и «Гримваген». К тому же не дремали частники, сдающие один-два автомобиля, переделанных для кино.
vrezka
В ноябре 2007 года Непейвода вышел со съемочной площадки фильма «Дачники» с сознанием того, что это был его последний продюсерский проект. Через месяц он создал компанию «Кинодоктор». Партнеры согласились, чтобы ему, как управляющему, принадлежало 33% долей. Остальные доли поровну поделили Пальмов и Сенюк (в операционном управлении они решили не участвовать).
Стартовый капитал проекта составил 15 млн рублей.
Деньги пошли на конструкторские работы, поиск поставщиков и изготовителей оборудования, сборку первых машин и аренду офиса.
Директор «Кинодоктора» лично участвовал в подготовке чертежей гримвагена: он знал, чего не хватало в переделанных вагончиках, и хотел предусмотреть все вплоть до высоты ступеней, безопасной для актрис в пышных платьях, и ширины полок под зеркалом, достаточной для кофров стилистов. В поисках подрядчиков Евгений побывал на предприятиях в Азии, Европе, США, поездил по России. Заместитель директора по развитию продаж нижегородского завода «Чайка-Сервис» Юрий Орещенко вспоминает, как Непейвода приехал к ним с заказом: попросил сделать восьмиметровые прицепы для машин вместо стандартных 15-метровых и с более низкой посадкой. При изготовлении первого из них инженеры просчитались с себестоимостью, и завод сработал себе в убыток. Зато позднее для сборки облегченных прицепов на «Чайка-Сервисе» была смонтирована конвейерная линия (оказалось, что на такую технику есть спрос).
Первые два комплекса — тягачи MAN и Renault с нижегородскими прицепами — предназначались для VIP-актера и для съемочной группы. Внутри было все то, о чем Непейвода раньше только мечтал: пароманекены, массажные кресла, мобильные электрогенераторы. Но осенью 2008 года, в разгар кризиса, продюсерам было не до того. Несколько съемочных групп отказались от услуги или взяли время подумать. Первый заказ «Кинодоктор» получил от агентства BBDO Moscow, работавшего над рекламой чипсов Lay’s. Видеоролик делали иностранцы, и агентство хотело обеспечить их привычными условиями. В одну из ноябрьских ночей Евгений с партнерами приехал на Красную площадь, чтобы полюбоваться гримвагеном, стоящим возле ГУМа посреди массовки. За ту ночь «Кинодоктору» заплатили 20 000 рублей.
Далее клиенты пошли один за другим.
Первым кинофильмом, в съемках которого участвовал «Кинодоктор», была комедия «Китайская бабушка» продюсера Владимира Меньшова. «Прожил в вагоне с 2008 по 2010 год», — оставил запись в книге отзывов телеведущий Иван Ургант. У компании появились штатные сотрудники: бухгалтер, офис-менеджер, механики.
Гендиректор «Кинодоктора» за год выстроил производственную цепочку: шасси и мосты для прицепов изготавливаются на немецком заводе BWP и поступают на «Чайка-Сервис». Тягачи закупаются у производителей грузовиков. Финальная сборка комплекса идет на предприятии в Калужской области, специализирующемся на выпуске автофургонов. Дооснащение — в цехе «Кинодоктора» в Москве. Внутри фургона есть водопровод, электричество и обогрев. Весь процесс производства одного комплекса занимает около девяти месяцев. Непейвода приезжает на приемку каждого. Учредители компании до конца 2010 года потратили на создание автопарка еще 85 млн рублей. На рынке он стал крупнейшим — 18 машин.
Александр Пальмов вспоминает, что его знакомые в киноотрасли скептически относились к перспективам компании, вышедшей на рынок в кризис. Можно было начать демпинговать, но партнеры решили побороться за клиента, не снижая расценок. «Кинодоктор» предложил съемочным группам базовый вариант аренды с минимально необходимым оборудованием — 15 000 рублей за 12-часовую смену. Дополнительная комплектация (вплоть до комнаты для курения и кухни с личным поваром) — за отдельную плату. В итоге средний счет «Кинодоктора» за смену — 22 000–25 000 рублей. Как говорит Непейвода, клиенты понимали, что, когда снимать приходится «в поле», лучше не скупиться.
«Мы давно сотрудничаем с «Кинодоктором» — это одна из крупнейших компаний на рынке, они надежные и точно не подведут, даже если договариваться за полгода, — уверяет Евгения Молочникова, линейный продюсер Comedy Club Production. — Кроме того, у них лучшие виповые вагоны, а наши випы — Мартиросян, Воля, Слепаков, Светлаков — очень привередливые». Рост спроса позволил компании перейти на 100%-ную предоплату. К началу 2012 года вложенные в «Кинодоктор» 100 млн рублей окупились.
На кинобизнесе Непейвода решил не замыкаться.
«Мы задали себе вопрос: за что еще люди готовы платить?» — рассказывает бывший продюсер. Так в комплексах «Кинодоктора» появились платежные терминалы и автоматы со снэками, Wi-Fi и LCD-мониторы для демонстрации рекламных роликов. Под рекламу также продаются внешние стены вагонов (машина, таким образом, превращается в передвижной медианоситель). Следующим шагом стало расширение спектра аренды: компания приспособила гримвагены под мобильные офисы для застройщиков и для предвыборных кампаний, под выездные развлекательные мероприятия и промотуры по городам России. Первым фургон для промотура заказала Avon, недавно с «Кинодоктором» проехались Mary Kay и eBay.
Теперь на доходы с киноиндустрии приходится около 40% выручки «Кинодоктора», остальное приносят иные варианты аренды и дополнительные заработки. В 2013 году Евгений Непейвода ожидает выручку на уровне 89 млн рублей и чистую прибыль 60 млн рублей. Долю «Кинодоктора» на рынке услуг для кинопроизводства он оценивает в 40%, остальное — у небольших фирм и частников (стоимость аренды вагона-прицепа у частника начинается от 3000 рублей за 12 часов, гримвагена на базе автодома — от 8000 рублей). Но Юрий Федосов из компании «Гримваген» считает, что на «Кинодоктор» приходится 25% рынка, еще 50% делят между собой «Киносервис», «Гримваген» и «Шикарус», остальное — у частников.
Как бы то ни было, гендиректор «Кинодоктора» хочет и дальше расти вместе с рынком. Сейчас у него есть 20 автокомплексов, и Непейвода планирует заказывать по одному-два новых в год. К тому же Евгений загорелся новой идеей — производство профессиональной экипировки для киногрупп: рабочей одежды, сумок, кофров, портпледов, чехлов (продавать ее будут через интернет-магазин). Тематика бизнеса так расширилась, что владельцы компании даже думали развивать новые направления как отдельные проекты с иными названиями, но отказались от этой мысли. Евгений Непейвода объясняет: «Еще недавно на запрос «Кинодоктор» «Яндекс» молчал, а теперь выдает больше 10 000 результатов — это уже бренд».