К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Навальный в шоколаде

фото предоставлено
фото предоставлено
Что будет, если добавить в бизнес немного политики?

Андрей Шарков27-летний предприниматель Андрей Шарков из Санкт-Петербурга работать начал с 14 лет. Сначала был сторожем в бизнес-центре, чистил ковровые покрытия, верстал таблицы для автокаталога и даже помогал одиноким подругам матери найти мужа за рубежом — вел за них переписку на английском.

В 18 лет зарегистрировал свою первую компанию — студию дизайна. Офиса тогда не было, заказы по разработке фирменного стиля, визитных карточек и сайтов выполнялись удаленно командой дизайнеров, которых нашел Андрей. Первый бизнес просуществовал год. После того как начались разногласия с дизайнерами, Андрей стал работать один. Больше всего удавалось зарабатывать на корпоративных сувенирах, вспоминает Андрей.

Как-то под Новый год одна крупная компания обратилась к Андрею за помощью в подготовке подарков для своих сотрудников и партнеров. Сложность заключалась в том, что стандартный набор сувениров их не устраивал, клиенты требовали чего-то оригинального. Тогда Андрей распечатал им подборку подарков с одного европейского сайта. Среди прочих сувениров в каталоге был шоколад с фирменным логотипом.

 

Первый миллион

«Клиенты за это зацепились и сказали, что хотят такой шоколад, — рассказывает Андрей. — Я всячески пытался их отговорить от этой идеи, так как понятия не имел, где можно такое сделать. Мне казалось, что если я назову высокую цену, то они откажутся от этой идеи». За барельефный шоколад Андрей запросил $150 за штуку, и к его изумлению клиенты согласились. Они заказали 300 дорогих фигурных шоколадок и еще 500 обычных с логотипом.

Пришлось искать фабрику, и Андрею повезло: как раз в это время ресторан «Молоховецъ» в Санкт-Петербурге запустил производство сувенирного шоколада. Для самых простых шоколадок с логотипом он нашел подрядчика в Москве. Общая стоимость заказа составила $15 000. Дорого, но все равно гораздо меньше, чем готов был платить клиент.

 

В итоге все остались довольны, клиенты получили свой шоколад, Андрей же смог пересесть на иномарку. Ему было 19 лет, он учился в университете, хотя сам признается, что появлялся на учебе нечасто. «Шоколадный» опыт показал, что эта ниша на рынке сувенирной продукции свободна, и Андрей стал думать о том, чтобы полностью перейти на  продажу шоколада.

Так появился сайт Shokoladka.ru, а вместе с ним и первый офис. «У меня была мечта, в 20 лет иметь собственный офис, и она тогда сбылась, я был счастлив», — говорит Андрей. Однако все пошло не так гладко, как планировалось. Только год спустя шоколад стали покупать в таком объеме, чтобы можно было не беспокоиться. И все это время приходилось заниматься все той же полиграфией и сувенирами. В 21 год Андрей заработал свой первый миллион рублей.

Личные предпочтения

«Я уже мог купить собственное производственное оборудование, чтобы печатать обертки с логотипами и картинками, которые просили заказчики. А шоколад производился все у тех же подрядчиков, которых нашел в первый раз», — вспоминает Андрей. Большая часть клиентов — крупные компании, с малым бизнесом Андрей работал без энтузиазма. Зато когда в 2008 году наступил кризис и большие компании урезали свои рекламные бюджеты, компанию спасли именно маленькие заказы. В этот момент у Андрея и возникла идея создания Shokobox.ru, под индивидуальные заказы. Люди стали заказывать шоколад на праздники и дни рождения, объем заказов серьезно увеличился, и компания выжила.

 

Вскоре после этого появились шоколадные наборы с профессиональной тематикой — для дизайнеров, бухгалтеров и банкиров, шоколад с личными фотографиями и наборы для любителей Симпсонов и Angry Birds. «Люди были готовы платить за такой шоколад гораздо больше, чем за обычный, — говорит Андрей. — Так что из кризиса мы успешно выкарабкались».

В 2010 году стал набирать популярность проект Алексея Навального «Роспил». Андрей всегда с интересом следил за политической жизнью и с удовольствием читал блог политика.  Шум вокруг проекта не утихал, стало понятно, что поднимая социальные темы, можно привлечь большое количество аудитории. Это наблюдение стало толчком к созданию набора «Сладкий кусочек бюджета». На маленьких шоколадках появились карикатуры на героев блога «Роспил» и коротенькие цитаты о коррупции в процедуре распределения госзаказов.

Шоколадная политика

«Чтобы разобраться в политической теме, мы пригласили журналиста, который хорошо изучил проект Алексея Навального, — говорит Андрей. — Первые коробки шоколада достались ему». Молодой человек ночью разместил фотографии нового набора у себя в ЖЖ, в интернете началась истерия, уже к утру Навальный написал о шоколаде в своем блоге. Борца с коррупцией особенно порадовал тот факт, что 100 рублей с продажи каждой коробки пойдут в фонд поддержки проекта «Роспил», хотя сам и прокомментировал, что к этим шоколадкам отношения не имеет.

Первые недели сайт Shokobox «лежал» — не справился с количеством посетителей (150 000 обращений в час в первый день), так что пришлось принимать заказы через соцсети. В течение нескольких месяцев продажи совершались каждую минуту. Шоколадки заказывали в здания Госдумы, Совета Федерации и правительства Москвы. На Селигере летом 2011 года, куда отправился Андрей, известные политики и предприниматели сами покупали у него шоколад в подарок «коллегам».

Дальше был набор «ДПС» (дорожно-патрульный справочник), где была информация о «неофициальных» штрафах за нарушения ПДД. Узнав об этом проекте, к Андрею обратилось общество «Синих ведерок», которые к 80-летию ГИБДД планировали совершить автопробег вокруг Москвы. Договорились, что Андрей предоставит шоколад в качестве подарков сотрудникам ДПС. «Сначала они боялись брать шоколад, думали, что отравлен, но потом, осмелев, с радостью угощались», — вспоминает Андрей. Благодаря удачному маркетинговому ходу, чистая прибыль фирмы Андрея Шаркова в прошлом году составила 15 млн рублей.

 

На днях у Shokobox вышло несколько новых политических наборов. Информация о деятельности оппозиции популярна в интернете, так что Андрей решил откликнуться, выпустив два набора — «Политический» и «Оппозиционный». В политическом наборе на шоколадках изображены Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Борис Грызлов, Валентина Матвиенко и Владимир Чуров. В набор оппозиции попали Алексей Навальный, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Борис Немцов и Ксения Собчак.

Недавно к Андрею за консультацией по развитию бизнеса обратился молодой предприниматель Максим Яковлев, учредитель компании Tea Persons, которая предлагает чай в пакетиках в форме человечков, куда можно поместить изображение любой персоны. Андрей предложил Максиму сотрудничество — к шоколадному набору теперь прилагается и политический чай.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+